Косметика и парфюмерия
Журнал Потребитель. Экспертиза и тесты
 
Школа потребителя
Ч и т а л к а
Салон красоты
M a k e - u p
Спортзал

Экспертная оценка
Презентация

Школа красоты
Дела душевные
Независимый тест
Персона

Ремесло
Вопрос - ответ
Парфюмерная лавка
 
 

 

Classified
 





НЕДОСТАТКИ? ДОСТОИНСТВА! //погода в доме

«Марс и Венера в мусорной корзине. 14 июля, понедельник. Психологических книг, отправленных в мусорную корзину, — 47.
8.00. Нахожусь в замешательстве. Не может быть, чтобы чтение психологических книг с целью улучшить отношения начисто разрушило эти отношения! ...Собираюсь выбросить: «Чего хотят мужчины», «Почему мужчины чувствуют, что хотят того, чего они думают, что хотят», «Правила», «Как игнорировать правила», «Как искать и найти любовь, которой хочешь», «Как найти любовь, которой хочешь, не ища ее», «Счастье одиночества», «Как избавиться от одиночества» …никогда больше не буду читать эту проклятую ерунду. Вот так. Все отправляется в мусор плюс еще тридцать две. Хотя... О боже, просто рука не поднимается выбросить «Вы в состоянии наладить свою жизнь». К чему еще может обратиться человек за духовным советом, как не к психологическим книгам?
Нет, не намерена слабеть. Слишком металась туда-сюда между чужими теориями. Они отправляются в мусорную корзину, а я отныне стою на собственных двух ногах.
8.30. Квартира очищена от всех психологических книг. Чувствую опустошение и душевную неуверенность».

Хелен Филдинг.
Дневник Бриджит Джонс.


Во второй, еще не экранизированной части культовой женской книжки главная героиня начинает новую жизнь, навсегда избавившись от «костылей» популярной псевдопсихологии. Обретает душевный покой и счастье с любимым человеком. (Чего и вам желаю.)
И в самом деле, как подсказывает опыт, «копание» во всевозможных описанных медициной психологических отклонениях и комплексах никому еще не приносило избавление от личных проблем. Только усугубляло. Так, медики-первокурсники, слушая лекции о существующих заболеваниях, дружно находят у себя все симптомы (кроме беременности у мужчин). А я, штудируя материалы для этой статьи, посвященные психологическим комплексам, и насчитав их больше сотни, обнаружила и лично у себя пару десятков. Поневоле закомплексуешь! Комплекс неполноценности, комплекс превосходства, комплекс вины, комплекс жертвы, еще куча комплексов с именами античных персонажей…
Но так ли уж полезно классифицировать свои душевные проявления в терминах психоанализа? И действительно ли важно избавляться от пресловутых комплексов?
Особенно если учесть, что известная характеристика «человек без комплексов» — это далеко не комплимент!


КОМПЛЕКС, ПРОСТИТЕ, ЧЕГО?
Согласно правилам русского языка комплексом называется набор или совокупность каких-либо предметов или понятий. Если перевести с «психологического» на русский, то комплекс — это собрание неких психологических установок, стереотипных по существу, мешающих индивидууму жить и радоваться жизни. Причем сведение их в некий «комплекс» — дело произвольное. Просто когда-то давно какой-то маститый психолог (вроде Фрейда или Юнга) решил «обозвать» часто встречающиеся неврозы красивым именем, припомнив известный персонаж из истории или литературы. И все, прилипло. Теперь мальчики обязаны испытывать «Эдипов комплекс», девочки «комплекс Электры», замужние женщины «комплекс вины» или «комплекс жертвы»… А если описанных наукой комплексов у человека не находится, то это тоже комплекс — самый великий и ужасный.
Больше всего меня забавляет так называемый «комплекс кастрации». Согласно ортодоксальному психоанализу, каждая девочка, еще в младенчестве, не обнаружив у себя мужского полового органа, должна очень сильно расстроиться по этому поводу. И ждать — когда он вырастет. А не дождавшись, потом всю оставшуюся жизнь страдать и доказывать сильной половине человечества, что она не хуже. И вообще любая женщина якобы втайне мечтает быть мужчиной… Вам не кажется, что изобретение этого «комплекса» было вызвано серьезным комплексом у самого автора?
Если вы когда-нибудь читали дешевые якобы психологические книжки с набором «вредных советов», то уже в курсе — еще в глубоком детстве вы неминуемо должны были обзавестись целым набором «комплексов». Спорить бесполезно — так сказала наука. Например, ваши родители хотели мальчика (а такое стремление идет из глубокой древности, когда наследство передавалось четко по мужской линии, а дочери предназначались в качестве невест — для родственных связей с другими семейными кланами). Идея древняя как мир — высшее счастье отца «У меня родился наследник!». Никто не скажет: «Родилась наследница». Хотя Новая, а тем более Новейшая История знает массу примеров преемственности власти по женской линии. Тема сама по себе интересная и достойная отдельного социокультурного исследования. Но дело не в этом. Согласно «кондовой» психологии с этого момента начинается (обязано начаться) неадекватное воспитание дочери, «обида» родителей на ее пол и стимулирование «мужских» качеств характера ребенка… Не исключаю, что такая педагогическая патология встречается. Особенно когда девочка — первенец, а муж и жена из патриархальных семей. (И, кстати, почти не встречается, если уже есть сын.) Но, как правило, старший ребенок, какого бы ни был пола, вырастает более самостоятельным и ответственным. Не только по отношению к членам своей семьи, но и, как говорится, «по жизни». С самого детства учится помогать близким, соотносить свои желания и запросы с реальностью и с нуждами других — черты, похвальные для любого человека. Просто в силу устоявшихся представлений умение самому отвечать за себя, адекватно оценивать собственные силы в конкретной ситуации, лидировать в коллективе и прочие подобные свойства характера считаются мужскими. Почему? Что «мужеподобного» в женщине, умеющей отстоять свои интересы, защитить слабого, знающей цену собственному мнению, не ищущей легких путей, не перекладывающей ответственность за свою судьбу на чужие плечи? Однако таким дамам вместо одобрения и комплиментов пришивают ярлык «комплекса маскулинности» (гипертрофированной мужественности).
Другие примеры, но «из той же оперы»: если у вас был очень строгий, даже деспотичный отец, согласно традиционной «комплексологии» вы непременно должны обзавестись впоследствии мужем-тираном и оставшуюся жизнь страдать «комплексом жертвы». Если была излишне опекающая и заботливая мать, «отдавшая все мужу и детям», вы неминуемо приобретете «комплекс вины» и постараетесь его «искупить», пожертвовав своей жизнью уже ради собственной семьи. И попробуйте возразить! Вам тут же докажут, что это непреложные правила, и игнорировать их просто нелепо. В конце концов, убедить можно кого угодно: если долго «вдалбливать» человеку, что у него есть «положенные» комплексы, они появятся. Что и требовалось доказать!


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ: ИЛЛЮЗИЯ ЯСНОСТИ
Большинство психологических и морально-этических теорий объединяет одно — противоречивость. Если представитель (или поклонник) какого-либо учения назвал ваши «стереотипы поведения» модным термином — это не значит, что он объяснил их. И уж менее всего помог вам по-настоящему понять себя или реально что-то изменить в жизни. Ведь одни и те же личностные особенности можно охарактеризовать ох как по-разному! Вот перед нами робкая, застенчивая девушка. Она не мнит себя центром мироздания, слушается папу с мамой и не претендует на олицетворение истины в последней инстанции. Считает, что многие из ее окружения лучше, умнее и талантливее. Типичный «комплекс неполноценности!» — скажет сторонник доктора Фрейда. «Интеллигентная девочка из хорошей семьи!» — заявит педагог советской закалки со стажем. «Воспитанная Юная Леди!» — даст определение приверженец классовой дифференциации. Феминистки окрестят ее «жертвой патриархальных установок», адепты Карлоса Кастанеды обвинят в отсутствии Безупречности, а представители большинства религиозных конфессий похвалят за свойственное «правильной барышне» смирение.
Возможно, раньше вы считали, что делаете доброе дело, помогая соседке-старушке ходить за продуктами. А тут вам объявили, что это всего лишь «комплекс вины», вызванный недостаточным вниманием к собственной бабушке. Или какой-нибудь «продвинутый» теолог растолкует ваши благие порывы с точки зрения «ложной гордости» за «якобы благородный поступок».
Может быть, вы «наивно» полагали, что вам не мешало бы похудеть на пять—десять килограммов, сходить, наконец, к косметологу и обновить гардероб? Ничего подобного, вам с радостью объяснят, что у вас «комплекс Квазимодо», и не стоит переживать по поводу собственной внешности — все дело в самоощущении! Такие примеры можно приводить до бесконечности… (В этом отношении, кстати, любопытна функция штатного психолога в салоне красоты: в чем он должен убедить клиента? Записаться на все процедуры сразу или «чувствовать себя уверенно», несмотря на целлюлит на бедрах?)
Важно одно: в каких бы терминах ни классифицировали посторонние люди ваши мысли, слова и дела, они (мысли, слова и дела) от этого не меняются. Изъясняясь философским языком, происходит лишь смена парадигмы. До встречи с очередным «умником» вы определяли свой modus vivendi с одной точки зрения, а после — с другой. При этом в реальности, разумеется, ничего не произошло. Вам навязали всего лишь новый дискурс (еще одно модное словечко), а вашу жизнь сделали лабораторным материалом для иллюстраций умозаключений какого-нибудь теоретика от психологии.
Гегель считал, что сознание первично по отношению к бытию. Маркс с ним не соглашался и ставил на исходное место материю (бытие определяет сознание). Структуралисты (и постструктуралисты) двадцатого века перевернули известную дилемму с ног на голову. «Ничего не существует вне текста» — любимое выражение «апостола» всего постмодерна Ж. Дерриды. А человеческое самосознание — «сумма текстов в той массе текстов различного характера, которая» согласно структуралистской концепции и «составляет мир культуры». В конечном итоге весь наш мир — это «бесконечный, безграничный текст», а субъект в нем вообще мало что значит. По утверждению М. Фуко, второго по влиянию теоретика актуальной философии, деятельность людей сводится к «дискурсивным практикам».
В каждой эпохе существует некое «проблемное поле», которое «реализуется в речевом поведении современников как строго определенный языковой код — свод предписаний и запретов». И эта норма в действительности определяет мышление и деятельность людей. Если мы думаем на конкретном языке (своего народа, своего социального круга, своего времени, своего возраста и профессии), а так и есть, то этот факт строго детерминирует так называемый «образ мышления». И по сути он (образ мышления) нам просто навязан или задан, как программа компьютеру. Господству «культурного бессознательного» те же ученые противопоставляют деятельность маргинальных личностей: безумцев, преступников, художников, философов. Являясь аутсайдерами современной эпистемы (культурных стереотипов эпохи) только они и мыслят, отчасти свободно.
И любопытно то, что «стереотипы поведения», которые для одного времени представляются самоочевидными, в другое вызывают недоумение, возмущение, смех. А в третье зачастую — позднее сожаление и ностальгию.


ПРЕСЛОВУТЫЙ ЖЕНСКИЙ ВОПРОС
Часть вторая. Рыцарская. Девиз: «Женщина — друг человека».
Многие женщины с детства мечтают о мужчине, который будет петь под балконом серенады, сражаться за ее честь с другими мужчинами и поднимать уроненный на пол платочек… Более того, нередко, желая выразить мужчине благодарность и восхищение, его называют «рыцарем». Рыцарство, возникшее в Средние века, основывалось не на хорошем отношении к женщине. Особи мужского пола от диктата силы перешли к обожанию и поклонению не просто так. Это было исключительно удачно замаскированное закрепление на «идеологическом уровне» пресловутого неравенства полов. Именно поэтому некоторые наши и практически все «их» деловые женщины инстинктивно противятся такому обращению с собой. Мужчины-рыцари, давая женщине фору, тем самым… избегали с ней открытого соревнования. Мол, оказываю тебе свое покровительство, несу тебя на руках, ухаживаю за тобой, потому что «априори» сильнее тебя — так что лучше вообще не лезь и знай свое место… (Нарицын Н.Н., врач-психотерапевт. «Я и Ты, Ты — не Я»).
То, что вызвало иронию и возмущение уважаемого доктора, в описанной им эпохе считалось само собой разумеющимся. И только в каком-нибудь анекдоте можно было бы описать реакцию средневековых дам на проповедь «равенства полов». На наш вкус они были «напрочь закомплексованы». Зато лет тридцать назад, в западных феминистических кругах, и лет десять назад — в отечественных критика «исторического мужского засилья» вызывала бурные аплодисменты. Но, похоже, времена снова меняются. Все чаще в кино, в печати, да и просто в женских «кухонных разговорах» прорываются интонации сожаления о «рыцарской эпохе». Как в известной поговорке «за что боролись…». То и получили. Положа руку на сердце большинство современных эмансипированных дам охотно променяло бы офис с кондиционерами на готический замок с серенадами и уроненными на пол платочками. Господа психотерапевты могут издеваться над этим сколько угодно!
В каждую эпоху, а в наше время уже в каждом поколении, существуют свои понятия о нормальном поведении и нормальном человеке. Плюс еще разница точек зрения всевозможных психологических и околопсихологических школ, размножающихся, как кролики. Если объединить все их «усилия», закомплексованным параноиком окажется любой. Не в ту, так в другую сторону. Чувствуете себя неуверенно — комплекс неполноценности. Обратный ему — комплекс превосходства. Считаете себя красивой — вы Нарцисс, переживаете по поводу недостатков внешности — Квазимодо… А кто, скажите мне, в состоянии абсолютно адекватно оценить самого себя? Правильно — никто. Так что с точки зрения «комплексологии» мы всегда в том или ином направлении ущербны. Особенно много «шишек» валится, как обычно, на многострадальных женщин. «Типично дамских» комплексов не в пример больше «типично мужских». Не трудно предположить, что виной этому количественное превосходство представителей сильной половины человечества в рядах психологов и психоаналитиков.


ГДЕ КОНЧАЮТСЯ КОМПЛЕКСЫ И НАЧИНАЕТСЯ ХАРАКТЕР
Или, наоборот, кончается характер и начинаются комплексы? В чем разница между «недостатком» или «проблемой» с психологической точки зрения и «индивидуальной особенностью»? В любой организованной антропологической системе внутренний мир человека обязательно имеет свои ступени или градации. Сколько воззрений, столько и терминов, было бы слишком утомительно их все здесь перечислять. Классическая психология предлагает как минимум вычленение в личностной структуре понятий характера и темперамента. Это совсем не одно и то же. Хотя и здесь есть разные точки зрения: среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
1. Отождествление характера и темперамента.
2. Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними.
3. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью.
4. Признание темперамента природной основой характера.
В последнее время психологическая наука больше склоняется к последним. То есть считает, что физиологические особенности, проявляющиеся в психике (темперамент), являются базой, на которой будет развиваться характер. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности и становится его динамической стороной, заключаясь в эмоциональной направленности, определенной скорости протекания психических процессов. Холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик по большому счету различаются темпом и особенностями нервной деятельности. К таким чертам, как доброта, жертвенность, настойчивость, уступчивость, смелость, робость, щедрость, жадность… свойства темперамента имеют очень опосредованное отношение. Это уже черты характера, сформированные под влиянием общения с другими людьми (в разных формах) и условий жизни. Что, кстати, тоже не является фатальным: в одной и той же семье (общие физиологические задатки, воспитание, социальные условия) вырастают подчас дети с полярно различными характерами. Из одной и той же школы, из одного и того же двора выходят гении и обыватели, лидеры и неудачники, герои и подлецы. На самом деле составляющих факторов в личности каждого слишком много, чтобы подчинить их, без оговорок, стройной системе. Но по большому счету таким (такой), как вы, вас сделали:
• Особенности физиологии (в том числе нервная организация), если от природы вы «туго соображаете», то «виной» — вяло протекающие реакции ВНД (высшей нервной деятельности).
• Другие факторы темперамента, в том числе и национального свойства. Южные народы часто относят к «темпераментным», имея в виду высокую эмоциональность и быстроту психических реакций. Северян же только в шутку называют «горячими парнями». И хотя в чистом виде четыре типа (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) почти не встречаются, к какому-то из них любой человек больше всего тяготеет. (Вариант — две, три составляющие.)
• Воспитание в широком смысле (домашнее, в школе, в компании). Имеется в виду влияние на вас непреложных в свое время авторитетов.
• Социальная и материальная среда. Очевидно, что человек, выросший в коммуналке, смотрит на мир иначе, чем тот, кто привык к «дворцовым интерьерам».
• Культурная среда. Опять же, интеллигентные родители, не прикладывая особых усилий, на собственном примере обучат ребенка, как правильно говорить, вести себя, подавать в обществе и пр. Ребенок же из «крестьянско-пролетарского» круга может до конца жизни «жи-ши» писать с буквой «ы».
• Образование. Кому-то дали фору, он (она) поступил в престижный вуз, другой же с детства не мыслил ничего другого, кроме как пойти в «заборо-строительное» ПТУ, «как все».
• Потрясения в юном возрасте, к сожалению, обычно трагического свойства: смерть близких, развод родителей, насилие в разных формах.
Все это можно рассматривать как факторы, образующие «комплексы», обложиться книжками типа перечисленных в начале статьи, а можно просто принять как данность. Вы меньше всего виноваты в том, к чему пришли в зрелом возрасте. И это не проклятие. Дальше, если будет воля изменить течение жизни, все зависит уже исключительно от вас. А поскольку не все психологические книжки — плохие (как могло показаться по тону статьи), могу посоветовать несколько небанальных методик самоидентификации. Скучно не будет!


НАЙДИ СЕБЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ
1. Смените имя. Не обязательно бежать в паспортный стол (хотя почему бы и нет, вы вправе делать со своим именем и фамилией что угодно). Смените его для себя (совет Владимира Леви). Отказаться от привычной модели поведения и определенного модуса восприятия себя (собой и окружающими) бывает архисложно, даже с помощью талантливого психотерапевта. Но можно попробовать убрать «ключик» к негативным стереотипам. В каждом имени есть свои оттенки: Анна — Анечка — Анюта — Нюрка — Нюшка. От царского до простонародно оскорбительного. Елена — Лена — Алена. От официального до дружеского. Вам не обязательно объявлять всем и каждому, что отныне вы величаетесь иначе. Придумайте «тайное» имя для себя. С «новым» человеком в себе, возможно, проще будет договориться. Впрочем, иногда и публичное изменение имени бывает полезным. Поделюсь своим преобразовательским опытом. Мое паспортное имя — Марианна, его я употребляю только в государственных учреждениях. Для всех остальных я — Марьяна (кроме очень личных случаев). Не такая уж большая разница, но она помогла мне в свое время существенно. Случилось это «само переименование» еще в школьные годы. Когда я училась в старших классах, на мою беду по телевидению шел телесериал «Богатые тоже плачут», будь он неладен! С главной героиней, соответственно, Марианной и ее пылким возлюбленным Луисом-Альбертом. А поскольку имя редкое, вы можете себе представить, как все вокруг упражнялись в остроумии на мой счет. Дошло до того, что я стала бояться знакомиться с людьми, заранее предполагая реакцию (и редко ошибалась). Только заслышав мое имя, человек обыкновенно задавал дежурный вопрос: «А где же Луис-Альберто?» (думая, что это очень весело). Сначала я пыталась отшучиваться, потом обижалась, наконец, стала откровенно хамить. Но все напрасно: мои попытки объяснить людям, что их шутки глупы, «борьба со своим комплексом» (я стала ужасно стесняться своего имени) ни к чему не привели. Я осознала, что мне или придется еще очень долго перевоспитывать человечество, что утомительно, или я, наконец, стану вздрагивать от вопроса: «Как тебя зовут». Выход нашелся — слегка поменять имя. Старые остряки быстро угомонились, а новым взяться было неоткуда. Никто не ассоциировал девушку Марьяну с героиней мексиканской мыльной оперы.
2. Ролевые игры. С «псевдонимом» и без него. Суть в том, что вы позиционируете себя как совершенно другого человека. Особенно наглядно успех такого предприятия доказывает популярность интернет-чатов. В виртуальном пространстве вы можете объявить себя кем угодно, хоть реинкарнацией Мерилин Монро. И вытворять под своим «ником» что придет в голову. Придумать себе биографию, внешность, привычкиЕ… Высший пилотаж, конечно, — ролевые игры в реальности. Этот прием часто используют в качестве психологического тренинга, как для терапии, так и для работы (умение «перевоплощаться» незаменимо в некоторых профессиях). Более продвинутый вариант детского хулиганства, когда школьницы, знакомясь с мало симпатичным юношей, представляются именем какой-нибудь «насолившей» одноклассницы. Вживаются в ее роль, пародируют манеры и под конец оставляют телефон «жертвы», предвкушая, как она будет отделываться от «своих» обещаний незнакомцу. Я, конечно, не призываю вас к асоциальному поведению, но легкий авантюризм иногда бывает полезен, не говоря уже о том, что это очень весело. Кстати, всевозможные мошенники, профессионалы ролевых игр — совершенно точно люди «без комплексов».
3. «Смените пластинку», или начните «новую игру» (По Эрику Берну). Согласно популярному представлению все люди играют в игры. Законные или преступные, комические или трагические, с пользой для себя и окружающих или во вред. «Игра» характеризуется цикличностью действий, высказываний и событий. Вычленить определенный круг несложно. Как только вы заметили, что часто встречающаяся цепочка происшествий в вашей жизни замкнулась и предчувствуете начало нового «круга», вы в нужной точке. Остановитесь и проанализируйте закономерности «игры» и вашу роль в ней. Если она непродуктивна, обратитесь к своему внутреннему «режиссеру» и заставьте его назначить вас на новую роль. Как вариант — выкиньте в помойку надоевший «сценарий». В ваших силах придумать что-нибудь посвежее и пооригинальнее. Примеров здесь может быть бесконечное количество: ролям в играх семейных, служебных, личных и общественных нет числа. Важно не относиться к этому с драматической серьезностью и не рассматривать свою позицию с точки зрения Раскольникова: «Кто я — тварь дрожащая или право имею?»

По мнению многих умных людей, не ограниченных прокрустовой раскладушкой «научного психоанализа», для того, чтобы избавиться от пресловутых «комплексов», вовсе не обязательно годами, совместно с корыстолюбивым психологом (который работает не бесплатно), выворачивать наизнанку все грязное белье вашей жизни. Есть способ получше: взять власть в свои руки. Телефоном и телеграфом в данном случае будет спокойное принятие наследия, (что выросло, то выросло) и добрая воля жить так, как хочется, а не так как получается.

Warning. Данная статья не претендует на исчерпывающий анализ и критику существующих психологических практик. Более того, не является руководством к действию для лиц, находящихся в депрессивных состояниях, отягченных маниакальным, шизофреническим и параноидальным бредом. Если недопонимание будет продолжаться, попробуйте перезагрузить компьютер или обратитесь к разработчику.

 

••• Марьяна КАПСУЛЕЦКАЯ •••

 

 












Rambler's Top100 Система Orphus