Косметика и парфюмерия
Журнал Потребитель. Экспертиза и тесты
 
Школа потребителя
Ч и т а л к а
Салон красоты
M a k e - u p
Спортзал

Экспертная оценка
Презентация

Школа красоты
Дела душевные
Независимый тест
Персона

Ремесло
Вопрос - ответ
Парфюмерная лавка
 
 

 

Classified
 





«СВОБОДА»ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА...//фабрика «свобода»

Современный рынок косметики в России перенасыщен товаром со всего света. При этом русские женщины с наибольшим интересом и доверием относятся к косметике, произведенной за рубежом. И это несмотря на то, что индустрия красоты в России развивается гигантскими темпами! Множество больших и маленьких фирм производят косметику, причем почти все стараются не просто идти вслед за первопроходцами, но разрабатывать и придерживаться своей, «фирменной» идеологии. Технология, рецептура, концепция, даже свои любимые «действующие» ингредиенты — все есть у отечественных производителей. Они полностью адаптированы к потребностям рынка и намерены ни в чем не отставать от своих заморских коллег. Но есть в России и такие производители, которые стоят особняком. Их все давно знают, их косметика знакома нам с детства. Это — косметические гиганты бывшего Советского Союза. Почему они не спешат менять свой имидж? Почему не торопятся откреститься от пусть и недалекого, но прошлого? Как живется сейчас тем, кто во времена Советов был непререкаемым авторитетом и едва ли не полноправным хозяином полок косметических магазинов? Об этих «гигантах советской косметики» мы и хотим рассказать в нашей новой рубрике «ВЧЕРА И СЕГОДНЯ». Первый рассказ о фабрике «Свобода».


ВЧЕРА
В 1843 году в России купец Альфонс Ралле открыл первую в стране парфюмерную фабрику. Она располагалась в Москве, в Хамовниках, в Теплом переулке. Тогда на производстве трудилось всего сорок рабочих. А мощность определялась одной-единственной паровой машиной. Сфера интересов нового фабриканта — дорогая косметика. Ее номенклатура включала духи, одеколоны, туалетное мыло, помады, пудру. Разработкой рецептуры занимались приглашенные из-за границы парфюмеры. Сырье доставлялось оттуда же, из Франции и Италии.
В 1856 году фабрика была продана совладельцам-компаньонам Бодрану и Бюжону и была переименована в товарищество «Ралле и Ко». С каждым годом образованное товарищество развивалось и требовало расширения. Так родилось решение строить новую фабрику. С 1899 года ее новое здание размещается в Бутырках. Кстати, оно стоит до сих пор. Автором проекта фабричного здания стал академик-архитектор Дидио. Предприятие было оборудовано по последнему слову тогдашней техники. Оно имело средства механизации, электричество, лифт, паровые машины, телефон. Одновременно на юге России были заложены плантации для выращивания эфиромасличных культур и получения душистых веществ. Столь необходимое и дорогое сырье теперь не привозилось из-за границы, а выращивалось в России. С 80-х годов XIX столетия начинается выпуск модных цветочных одеколонов, которые принесли Товариществу огромные прибыли.
Продукция Товарищества была достаточно высокого по тем временам уровня. «Ралле и Ко» являлось официальным поставщиком Двора его Императорского Величества Императора Всероссийского, Шаха Персидского и его Высочества князя Черногорского. товарищество четыре раза награждалось государственным гербом Российской Империи, высшим наградным знаком за высокое качество продукции, это по тем временам было наибольшим достижением.
Под стать качеству была и упаковка. К примеру, кусок мыла заворачивался в несколько оберток, между которыми помещалась так называемая программа — рекламный проспектик. А наружная упаковка дополнялась двумя печатями по краям и скреплялась двумя марками. Добротность продукции была сразу очевидна, опять же, подобное оформление препятствовало подделкам.
Надо заметить, что в те далекие времена, равно как и сейчас, было модно принимать участие в различных выставках. Так вот, товариществу «Ралле и Ко» принадлежало абсолютное лидерство по количеству наград таких выставок. К примеру, на Парижской всемирной выставке 1878 года продукция товарищества была признана «выше всякой награды», а на Парижской выставке в 1900 году была получена высшая премия «Гран-при». Всего продукция товарищества «Ралле и Ко» за разные годы получила 60 высших наград.
В 1865 году в рамках проходившей в Москве выставки мануфактурных произведений на фабрике побывала экспертная комиссия. Тогда же фабрика была отнесена к первому разряду за обширное производство и отличные свойства товаров: помады, туалетного мыла, духов, туалетного уксуса.
В 1917 году предприятие было национализировано, и золотой век первой российской косметики закончился. Во времена гражданской войны выпускалось только мыло, остальная продукция была не востребованной. А само предприятие стало именоваться сухо и казенно: «Государственный мыловаренный завод №4». Позднее руководство нескольких «номерных» предприятий стало ходатайствовать перед Советом народных комиссаров о присвоении им «собственных» имен. Так, в 20-е годы появилась «Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода». А в 1930 году было решено сделать специализацию предприятия более узкой. Тогда все парфюмерное производство с фабрики «Свобода» было передано фабрике «Новая Заря». А «Свобода» сконцентрировалась на производстве мыла.
В 30-е и 40-е годы жизнь становится более стабильной, появляются новые приоритеты в обществе. Так, например, в ранг морали возводятся культ здорового тела и гигиены. В то время фабрика увеличивает производство мыла. Его ассортимент насчитывает более 30 сортов. Появляются новинки в ассортименте — зубные порошки, средства для бритья, кремы, гигиенические средства для спортсменов.
В годы войны «Свобода», как и многие другие предприятия, была частично эвакуирована. Производство ориентировалось на нужды фронта. Кроме мыла и дуста производятся глицерин для авиации, взрывчатые вещества, горючие смеси, гильзы, запалы для гранат, пеналы для противогазных карандашей. За самоотверженный труд коллектив фабрики награждается Красным Знаменем Государственного комитета обороны, оно хранится на фабрике и сейчас.


СЕГОДНЯ
Сегодняшняя ситуация на рынке косметики способна поставить в тупик кого угодно. А самое неприятное, что, несмотря на абсолютнейшее разнообразие косметических прилавков, стереотипы, возникшие еще в период глобального дефицита, не только не потеряли своих позиций, но и укрепили их. Речь идет о самом популярном потребительском мнении: хорошая косметика может производиться только за рубежом. Технологии и ингредиенты соответствующего качества могут быть только там, у них. Разумеется, объемы продаж импортной косметики в России существенно превышают отечественные. Это отношение, кстати, не привязано к возрастному порогу. Импортной косметике больше доверяют и те, что выросли на дешевой Nivea 60—70-х годов, и те, кто застал время полного отсутствия шампуней и хороших кремов, и те, кто не имеет ни малейшего понятия о дефиците как таковом.
Разумеется, отечественные производители косметики не сидят сложа руки. Они всеми силами стараются продвигать свой новый товар, который не хуже, а зачастую и лучше импортного. Обилие идей, научный подход, современные и натуральные ингредиенты — вот лицо современной косметики России. Но угнаться за Западом непросто, приходится делать большие вложения в рекламу, пытаться воздействовать на интеллект покупателя, объясняя ему о кислороде, липосомах, антиоксидантах. Если производитель находит своего покупателя, тот, как правило, остается верным отечеству надолго.
Еще одна позиция — косметика старых советских брендов. Она известна всем, часто ее покупают скорее по инерции, не задумываясь над тем, что и как происходит. Качество такой косметики часто не обсуждается, люди по привычке довольствуются тем, что есть. Потребители такой косметики — это покупатели со стажем в не один десяток лет. Еще одно немаловажное отличие этой постсоветсткой косметики — невысокие цены. Образ косметики прошлого прост — это память о молодости, ностальгия о прошедших годах, это что-то родное, до боли знакомое и доступное.


ЗАБОТА ИЛИ АНАХРОНИЗМ
Сегодня (как, впрочем, и всегда!) объединение «Свобода» является одним из крупнейших производителей косметики. Если вы станете разглядывать косметику «Свободы» на стенде выставки или в магазине, то ощущение ностальгии посетит вас непременно. Не совсем забытые названия, привычная с детства и уже нигде в мире не применяемая упаковка.
Все это отдает замшелостью и какой-то архаичностью… Однако ощущения в корне меняются, стоит только попасть на территорию «Свободы».
…Когда я пришла на встречу, мне подумалось, что если бы я писала очерк, начала бы его с фразы «Был дождливый осенний день. Во дворе работал фонтан». Но на самом деле меня поразил не столько этот фонтан, сколько идеальная чистота и порядок на территории и в здании, куда меня провели. Обсуждая предстоящий визит на «Свободу», мы в редакции были убеждены в том, что фабрика живет не современной, какой-то советской действительностью. И убеждение это упрочилось после того, как я позвонила на предприятие и попросила рассказать мне о жизни фабрики. Ответа пришлось ждать больше недели! Это потом, уже побывав на «Свободе», я поняла, что управлять таким большим объединением (сейчас там работает около полутора тысяч человек) по-другому просто невозможно.
К слову сказать, многие продукты до сих пор выпускаются в алюминиевых тубах, что давно уже вышло из моды. Но, как мне объяснили на фабрике, такая упаковка лучше сохраняет качество средства, чем, к примеру, пластиковая. Между тем фабрика имеет свое собственное тубное производство!
Особое внимание на объединении уделяется производству мыла, его выпускается просто невероятное количество. Здесь и старые названия: «Красная Москва», «Яблоневый цвет», «Консул», и относительные новинки «Косметическое мыло», «Любимое» с Надеждой Кадышевой на этикетке. Новое мыло «Свободы» обогащается натуральными маслами, растительными экстрактами, глицерином. При этом часто мыло выпускается для определенной косметической серии в соответствии с заложенной в нее идеей. Надо сказать, что попытки сделать кусковое мыло более современным продуктом, и именно косметическим, а не туалетным, сейчас очень актуальны и модны. Единственное затруднение — расширить круг покупателей такого мыла можно только за счет массированной рекламной кампании, чего пока мы не наблюдаем.
Вообще в беседе с бренд-менеджером объединения меня поразила сквозящая между строк забота о покупателе не только в глобальном смысле, но и в мелочах. В принципе после этого стало понятно, почему у «Свободы» в последнее время появилось столько важных и значимых наград. Профессионалы «Свободу» оценили по достоинству. Оценит ли это потребитель?


НАЗАД В БУДУЩЕЕ
На фабрике «Свобода» меня больше всего привлекли новинки. Обычно мы, журналисты «Косметики и парфюмерии», узнаем о новинках задолго до их появления на прилавках магазинов. Особенно оперативны в этом смысле представительства зарубежных брендов. О «Свободе» этого сказать нельзя. Мы абсолютно ничего не знаем о том, что сейчас производят в цехах фабрики. А зря! Потому что новые линейки, запускаемые в производство, в корне меняют политику объединения. Взять, к примеру, серию «Деловая женщина». Лично мне понравилось не только простое, без помпы название, строгая сдержанная упаковка, но и идея. Серия рассчитана на покупательницу со средним доходом, стоимость одной позиции в магазине не превышает 150 рублей. Основная идея, конечно, не нова — защитить женскую кожу от агрессии города, помочь снять следы усталости, вывести токсины. На мой взгляд, серия очень удачная, и ее будет не сложно продвигать на рынке.
Правда, возникает вопрос: как убедить женщину, что средства этой серии достойны внимания, и им можно доверять? В данном случае «Свобода» оказывается «не в своей тарелке», выходит за рамки сложившегося стереотипа дешевой косметики. Это значит, что должен измениться и ее потребитель. Новый покупатель новой «Свободы» должен сделать непростой выбор между импортной, раскрученной отечественной косметикой и «Свободой», символом прошлого, недорогого и несовременного. Вопрос доверия и главное восприятие этой косметики как действительно современной ставится на первое место. Разумеется, менять стереотипы сложно, но можно. Маркетологи «Свободы» в этом уверены.


ЗАВТРА
Несомненно, косметическое объединение «Свобода» обладает большим потенциалом. Не следует игнорировать и тот факт, что фабрика снабжает всю страну огромным количеством косметики, и эта косметика продается и, видимо, будет продаваться традиционно в больших количествах. Расширение круга лояльно настроенных покупателей — задача, которую фабрика поставила перед собой. Это видно по новинкам. Но до сих пор заметно влияние старой, еще советской школы. Оно бросается в глаза по неказистым названиям брендов («Нектар», «Особый», «Любимое», «Карина», «Желтковый» и другим). По привычке создавать не легкую, но навязчивую, временами тяжелую отдушку. Или другой пример — те же серия «Диамант». Все средства, кроме кремов, упакованы в совершенно не подходящие по смыслу пластиковые бутылочки, они словно дискредитируют дорогой крем, выдавая его «недворянское» происхождение. И реклама здесь вряд ли поможет, придется покупать полсерии как элитную косметику, другую половину, как косметику попроще.
Приятно отметить, что на объединении работает коллектив профессионалов, хотелось бы только, чтобы их работа нравилась не только «старым русским», но и молодым. Чтобы желание поддерживать отечественного производителя было естественным. Чтобы покупатель испытывал радость от встречи со «Свободой», как с другом, который рядом с тобой всю жизнь и знает тебя лучше заморских гостей, и главное, что качество этой косметики соответствует нашим ставшим уже довольно высокими запросам.

 

••• Ольга МАЛЫШЕВА•••

 

 













Rambler's Top100 Система Orphus