Косметика и парфюмерия
Журнал Потребитель. Экспертиза и тесты
 
Школа потребителя
Ч и т а л к а
Салон красоты
M a k e - u p
Спортзал

Экспертная оценка
Презентация

Школа красоты
Дела душевные
Независимый тест
Персона

Ремесло
Вопрос - ответ
Парфюмерная лавка
 
 

 

Classified
 





МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ//болгарская косметика

Печально, но факт — на сегодняшний день косметика из Болгарии практически утратила свое былое положение на российском рынке. К такому неутешительному выводу пришли специалисты ее национальных косметических фабрик. Обсуждению своих ускользающих позиций на важнейшем и традиционном для Болгарии российском направлении был посвящен прошлогодний ноябрьский семинар в Пловдиве. Его организовали Национальная ассоциация эфирных масел, парфюмерии и косметики, а также Общество болгарских косметологов. Данные по продвижению болгарской продукции в России прозвучали почти как приговор: в 2002 году было продано почти в шесть раз меньше косметико-парфюмерных товаров, чем в 2000-м. Тенденция, мягко говоря, не вселяющая оптимизма.
Причина банальна — неэффективный маркетинг и отсутствие средств на поддержание достойного имиджа болгарских товаров в России. По степени «раскрученности» бренды из бывшей «шестнадцатой республики Советского Союза», так любимые нашими мамами и бабушками, сегодня не могут конкурировать с марками интернациональных «титанов». Ведь на то, чтобы наводнить телеэфир соблазнительными рекламными роликами, а улицы биллбордами и брэндмауэрами, нужны миллионы, если не миллиарды «безусловных единиц». Где взять такие капиталы болгарским «садовникам роз», если все деньги они привыкли вкладывать по старинке в производство и разработку рецептур? Разве что изредка промелькнет в каком-нибудь журнале скромный модуль «Ален Мака» как напоминание о былых временах… И как повод поговорить о болгарской косметике — не с точки зрения моды и престижа, а с позиций сугубо практических. Каково реальное место, и какова настоящая роль косметических товаров из Болгарии на мировом и на отечественном рынках?


РОЗОВАЯ ДОЛИНА
Если болгарская косметика с чем-то и ассоциируется в мире, то в первую очередь с розовым маслом. Эфирные масла из Розовой долины не имеют не только мировых аналогов, сопоставимых по уровню, но даже и «близко не лежали» рядом с более дешевыми конкурентами из той же Турции, например. Непревзойденное качество болгарского розового масла до сих пор находит своих преданных поклонников среди ведущих косметических и, особенно, парфюмерных фирм. Самые дорогие французские духи, как и пятьдесят и сто лет назад, делаются с добавлением именно болгарских «эфиров». Основной экспорт розового масла из Болгарии идет во Францию, Германию, США и… арабские страны. Ничего удивительного: кто-кто, а уж восточные владыки знают толк в благовониях!
Но это не самое интересное. Оказывается, розовое масло имеет необычайно широкий спектр применения. Было установлено, что розовое масло растворяет камни в почках и желчном пузыре, а инъекции с его добавлением помогают при бронхиальной астме. Дорогой балканский продукт незаменим и при обработке сверхценного оборудования, например космического. Никакое другое смазочное вещество для этого не подходит столь идеально.
Розовое масло, твердая балканская валюта, сейчас стала для местных предпринимателей реальным шансом укрепиться на мировом косметическом рынке. Сорта роз, выращиваемые, например, в Казанлыкском районе, обладают уникальными свойствами и высоким содержанием масла, рынок для которого еще полностью не освоен. Из полутора тонн, необходимых мировым косметическим и парфюмерным производителям в год, Болгария обеспечивает пока только половину. К тому же это еще и возможность для национальных косметических фабрик — на волне популярности ароматерапии подняться на западный уровень ценообразования. За последние годы болгарские предприятия сильно изменились: многие частично или полностью приватизированы, устаревшее оборудование заменено современным европейским, внедрены современные технологии, а традиционно высокое качество сырья осталось прежним. Отрасль производства эфирных масел переживает настоящий бум. Помимо того, что все национальные косметические фирмы так или иначе используют розовое масло , многие пошли дальше и производят полный спектр эфирных масел и экстрактов болгарских растений.
Ведущие производители эфирных масел, а также косметики и парфюмерии в Болгарии:
• «Ален Мак»
• «Арома»
• «Болгарская Роза», Пловдив
• «Болгарская Роза», Карлово
• «Рефан»
• «Рубелла»
• СТС Холдинг Груп
• Mishel


ГДЕ ЦВЕТУТ РОЗЫ
География болгарской косметики


ПЛОВДИВ
Ален Мак. Одно из старейших косметических предприятий в мире. Собственно с него и началась история болгарской косметики. Фирма была основана в 1892 году, в Пловдиве, торговцем розовым маслом Антоном Паппазовым. Сам «отец-основатель» родился в 1861 году в городе Казанлык (который находится в знаменитой Долине Роз), а образование получил в имперском лицее в Стамбуле. Затем вернулся на родину и начал заниматься продажей и производством розового масла. Молодой предприниматель вовремя оценил блестящее будущее парфюмерного производства в «стране роз». Проходившая в Пловдиве в 1892 году международная выставка стала для него первым триумфом: он получил золотую медаль.
Предприятие активно развивалось, вскоре Паппазов открыл собственные магазины в Пловдиве, Софии и Русе. Достаточно быстро его фабрика получила признание не только в Болгарии, но и в мире, о чем свидетельствуют семь медалей, полученные за первые десять лет работы фирмы на выставках в Бельгии, Франции и США. Столь же уверенно болгарский фабрикант проводил рекламную кампанию своей марки. Вот, например, одно из объявлений столетней давности, но не утратившее своей актуальности по сей день: «Остерегайтесь расплодившихся в Болгарии фальшивых кремов с громкими иностранными именами, но без указания фабрики, которые могут нанести большой вред коже. При этом вы не найдете виновных. На этот обман никогда не попадется образованная женщина».
В 1929 году фабрикант Паппазов был назначен поставщиком Болгарского Царского Двора. Что означало его бесспорное лидерство среди конкурентов. И когда в период экономического кризиса 1929–1934 годов в Болгарии все мелкие предприятия обанкротились, одна лишь компания Паппазова смогла остаться на плаву. От личного руководства предприятием основатель отошел в начале 30-х, передав бразды правления зятю. И вскоре умер в Ницце, где и был похоронен.
Прошли годы, Болгария пережила Вторую мировую, сменился (не без нашего участия) государственный строй, а главная косметическая фабрика страны продолжала работать. Только название у нее было «неподходящее», в честь «какого-то там Антона Паппазова». И в 1951 году был объявлен конкурс на новое имя. Одна из работниц предложила использовать слова любимой всеми в то время песни Благоева «Алый Мак» («Ален Мак»). Идея понравилась, и с тех пор фирма носит известное теперь во всем мире название, а кабинет директора неизменно украшает огромная картина с изображением цветущих маков.
Собственно с этого времени и начинается создание популярных до сих пор брендов, снискавших международное признание «Ален Маку». В 1955 году была создана зубная паста Pomorin. В начале 60-х — солнцезащитный крем Achromin. Немного позже — серия стойкой краски для волос с лецитином Impression Plus и линия Caro для мужчин. С 80-х для «Ален Мака» началась эра международного сотрудничества. Партнером болгарской фирмы стала немецкая Wella, и в 1981 году был налажен выпуск первого лицензионного продукта, шампуня от перхоти — Crisan. Дальше больше, в то же десятилетие были подписаны договоры с Yves Rocher (кремы для депиляции), L’Oreal (краска для волос «Колореаль» и солнцезащитная косметика Ambre Solaire), Garnier (детские шампуни и мыло), Schwarzkopf (Kaloderma).
Сегодня «Ален Мак» производит более 150 наименований косметической продукции, экспортирует свои товары более чем в 25 стран мира (80% поступает на российский рынок). А в 2002 году контрольный пакет акций бывшей фабрики Антона Паппазова приобрела швейцарская инвестиционная компания Effekten & Finanz. Очевидно, болгарскую фирму со 110-летним стажем ожидают новые перемены. И, скорее всего, к лучшему.
«Болгарская Роза» из Пловдива специализируется на производстве эфирных масел, экстрактов растений (преимущественно роз), парфюмерии, сырья для косметики и пищевой промышленности. Из собственных косметических продуктов выпускает мыло и шампуни.
«Рефан». Еще один специалист по ароматам. Работает в сотрудничестве с французскими экспертами и ориентируется преимущественно на западный рынок. Помимо «эфиров» и экстрактов производит собственный парфюм и средства для душа и ванны.


СОФИЯ
«Арома». Одна из старейших болгарских фирм. Существует с 1924 года. Национализирована в 1947 году, приватизирована в 1996-м. С шестидесятых годов начинает активно работать на экспорт. К 1965 году поставляет свои продукты уже в 18 стран мира. А сегодня «заграница» получает более 70% всех товаров фирмы. Это 50 стран на пяти континентах. Такой интернациональный успех компания обеспечила сочетанием болгарских традиций (особенно в области фитокосметики) и современным подходом к производству и маркетингу. Неудивительно, что только за последние годы фирма собрала рекордное количество наград.
Многократно являлась призером на международной выставке в Пловдиве: за мужскую серию VIKING (1997), за серию парфюма и дезодорантов ASTERA и зубную пасту DAY FRESH (1998), женскую серию AROMA HYDROCARE и детскую HAPPY BABY (1999), солнцезащитную косметику HELIOS CARE и линию ASTERA NATURAL (2000), средства по уходу за волосами FARA (2001), шампуни AROMA VITAL и мужскую косметику ASTERA for Men (2002), косметическую серию АRОМА ЕNERGY (2003).
Всего «Арома» сейчас выпускает продукцию по шести направлениям: средства по уходу за кожей лица, за кожей тела, за волосами, за полостью рта, мужскую косметику и парфюм. Ассортимент очень разнообразный и богатый — более 20 серий продуктов. В их числе: AROMA HYDROCARE — косметика с морским коллагеном (что для Болгарии редкость), FRESH — антибактериальная серия для ухода за ногами, дамская парфюмерия — FOLLOW ME, NATURAL DREAM и WILD DREAM, солнцезащитная линия HELIOS CARE.
Можно сказать, модная столичная фирма, и ее расположение в Софии полностью себя оправдывает.
РУДОЗЕМ
«Рубелла». Завод этой компании находится в самом сердце Родопских гор — в городе Рудозем. Центральный офис — в Софии. Фирма относительно молодая — существует двадцать лет. Но уже обладает международным сертификатом качества и пользуется надежной репутацией за пределами Болгарии. Рубелла поставляет свою косметику в страны СНГ, Европейского Союза, в азиатские страны. Это типичный масс-маркет, о котором обычно говорят «дешево и сердито». Гарантированное качество за приемлемую цену. Так, например, бренды «Дентал» и «Дева» пользуются хорошим спросом и в своем классе ведут успешную конкурентную борьбу с мировыми марками.

Сегодня компания работает на пяти направлениях:
1. Гигиена полости рта — зубные пасты, ополаскиватели, флоссы, щетки и специальные жевательные резинки (Дентал).
2. Уход за волосами — шампуни, бальзамы, маски, краски, средства для укладки (Дева, Rubella fashion color, Rubella Premium, молодежные краски Extremely fashion color и funny color).
3. Кремы и гели для лица и тела (Дева).
4. Мужская косметика (Корона).
5. Декоративная косметика (Rubella Classic).
«Рубелла» — единственная болгарская компания, обеспечивающая полностью законченный цикл производства косметики, включая упаковку. За счет этого предприятие значительно сокращает расходы и может гарантировать качество товара на всех этапах производства. Фирму отличает очень современный и динамичный менеджмент: она регулярно участвует в престижных международных выставках Cosmoprof, Private Label, Intercharm. Делает инвестиции в охрану окружающей среды, социальное развитие региона, в котором находится, занимается благотворительной деятельностью.


КАРЛОВО
«Болгарская Роза» из Карлово — одна из старейших болгарских «дистиллерий», фабрик по производству масел, экстрактов и парфюмерных композиций. Существует с 1947 года. Поставляет продукцию косметическим, парфюмерным фирмам, а также делает отдушки для бытовой химической и табачной промышленности.
«ДИТ — Комерс». Торговая марка Mishel. Молодая фирма, основана в 1997. Имеет два подразделения — производственное и торговое. Выпускает средства по уходу за кожей и волосами, в том числе и для детей. Пропагандирует натуральную, экологичную косметику, основанную на целебных свойствах болгарских растений.


ГАБРОВО
СТС Холдинг Груп. Существует с 1990 года. Косметическое подразделение — с 1995, когда был открыт цех по производству шампуней. Затем появилось производство зубных паст (Акварель) и краски для волос. Основные импортеры: страны Восточной Европы и СНГ. Другие направления холдинга — бытовая химия, одежда.

Любопытно, что практически все фирмы имеют очень четкую ориентацию «запад-восток». Масла, экстракты и парфюмерные композиции идут в Европу и Штаты, а косметика и «банные принадлежности» — в Россию и наше «ближнее зарубежье». Чтобы это прочувствовать, не обязательно даже знакомиться с самой косметикой — достаточно заглянуть в Интернет. Сайты фирм с косметическим профилем обычно имеют русскоязычный вариант. А «парфюмеры» зачастую игнорируют даже собственный болгарский, выдавая информацию исключительно по-английски.

••• Марьяна КАПСУЛЕЦКАЯ•••

 

 












Rambler's Top100 Система Orphus