Косметика и парфюмерия
Журнал Потребитель. Экспертиза и тесты
 
Школа потребителя
Ч и т а л к а
Салон красоты
M a k e - u p
Спортзал

Экспертная оценка
Презентация

Школа красоты
Дела душевные
Независимый тест
Персона

Ремесло
Вопрос - ответ
Парфюмерная лавка
 
 

 

Classified
 





КРАСИВЫЙ ГОЛОС —ЭТО СТРАШНАЯ СИЛА! //голос и его тайны


Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!
Сократ, древнегреческий философ


Если верить медицинской энциклопедии, столь волшебное действие, как человеческий голос, расшифровывается как «совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих у человека в результате колебания голосовых складок». Тем не менее, эти самые колебания способны оказывать на нас самое разнообразное воздействие, порой самое неожиданное. Кто из нас не слышал восторженные рассказы подружек о «той самой искре», которая пробежала в тот момент, когда «они первый раз услышали друг друга по телефону!». Тысячи неповторимых оттенков выражают наши разнообразные чувства, настроения и даже мысли. Ехидно и вкрадчиво, оживленно и робко, голос торжествует и манит, очаровывает и отталкивает, словом, выдает, что называется, «с головой». Именно поэтому так важно научиться управлять своим голосом с тем, чтобы из привычного средства общения превратить его в самого верного и надежного помощника, как в делах, так и в личной жизни.
Об этом, а также о том, что такое человеческий голос, рассказывает доктор педагогических наук профессор Научно-клинического центра Оториноларингологии, Ассоциации фониаторов и фонопедов Орлова Ольга Святославовна.

«Косметика и парфюмерия»: Ольга Святославовна, «набор звуков, рождающийся в голосовом аппарате», — суховатая характеристика для такого волшебного творения природы, каким является человеческий голос. Расскажите нам еще что-нибудь интересное!


Ольга Святославовна: Голос представляет собой систему звуков, которая продуцируется артикулярным и дыхательным аппаратом человека. Основными свойствами голоса являются тоновый диапазон, его сила, окраска и тембр, а также вибрато. Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 секунду, при этом величина измеряется в герцах. 1 герц — это одно колебание в секунду.
Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самыми низкими и самыми высокими звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц. Любопытно, что в двух голосовых формах проявления, то есть пении и разговоре, качества голоса представлены несколько различно. Например, разговорная форма составляет лишь 1/10 от общего диапазона нашего голоса. Представляете, какой в нем кроется потенциал?

— А в чем физиологическая разница между мужским и женским голосом?
— Разница в строении голосового аппарата и длине голосовых складок. У женщин голосовые складки более короткие, поэтому и тон голоса получается выше, в отличие от мужчин, которых природа наделила длинными голосовыми складками и, соответственно, более низким голосом. Одновременно с периодом полового созревания у мальчиков в возрасте 13—14 лет происходит и мутация, то есть изменение голоса. Этот период длится от 6 месяцев до 1 года, в течение которого диапазон голоса увеличивается, понижаясь на одну октаву. Средняя голосовая тональность снижается, закрепляется характерный для мужчин грудной регистр, и голос становится более сильным. У девочек мутация совершается быстро и почти незаметно в возрасте приблизительно 14—15 лет, а изменения в голосе незначительны, то есть отмечается лишь небольшое понижение тонового диапазона голоса. Увы, и в этом плане женщинам опять не повезло. Ведь контролировать высокие ноты, не спускаясь до истеричного визга, намного сложнее.

 Понятие «красивый голос», согласитесь, довольно субъективно. Некоторым женщинам нравится мужской бас, кому-то — тенор, но есть поклонницы и у баритона. Тем не менее, есть ли у красивого голоса определенные параметры, или он подчиняется требованиям моды?
— Действительно, мода на голос все-таки существует. То это нежный, с придыханием, лепет «а-ля Мерилин Монро», то хриплый тембр Эдит Пиаф, то уверенная и четкая речь низкого голоса Маргарет Тэтчер. Но эти люди играли в своей жизни вполне определенные роли, а в повседневной жизни царят совсем другие предпочтения. Доказано, что большинству из нас, независимо от пола, приятнее слышать низкие, так называемые «грудные голоса», в то время как голос более высокий, который нередко называют обидным словом «писклявый», вызывает отрицательные эмоции не только в юном возрасте.
Дело в том, что высокий голос подсознательно ассоциируется с некоторой напряженностью, неестественностью и наигранностью и к тому же выдает неуверенность его обладателя в собственных словах. Замечено, что женщины, у которых в личной жизни творится полный беспорядок, «пищат» чаще своих замужних подружек.
Согласитесь, вряд ли девушке придет в голову заманивать в свои сети очередного претендента при помощи грубого баса, но, увы, от волнения вместо милого щебетания чаще всего получается то самое раздражающее слух пищание или поток неразборчивых фраз. Когда мы находимся в напряженном или паническом состоянии, мышцы гортани напрягаются, и это может вызывать неконтролируемое повышение тона голоса, делая его более резким. Вот вам и вышеописанная ситуация, когда женщина высказывает вполне рациональное утверждение, но из-за довольно высокого тона высказанная фраза звучит слишком эмоционально, создавая впечатление полной потери самоконтроля. А подобные неудачи мешают не только в личной жизни, но и в работе.

— Безусловно, для звезд экрана красивый голос не роскошь, а средство существования. А какую роль играет он в нашей повседневной жизни?
— Достаточно будет заявить, что красивый благозвучный голос нужен не только звездам сцены. Он необходим и педагогам, и юристам, и лекторам, и всем тем, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с нагрузкой на голосовой аппарат. Этим настоящим «атлетам речи» чуть ли не каждый день приходится подолгу говорить на различных собраниях и презентациях либо по телефону, а иногда и перекрикивать окружающий шум. Как атлету необходимо тренировать свое тело перед марафоном, так и вам нужно натренировать свой голос для подобных ситуаций, чтобы голос не звучал уставшим, а стал одним из основных факторов создания необходимого имиджа.
Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека. Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам о его чувствах и характере?

— Итак, уже ясно, что для успешной и полноценной жизни над голосом необходимо работать. Но возможно ли «обмануть» саму природу, переделывая то, что создано ей самой?
— Вопрос абсолютно правильный! Большинство людей категорически отказываются верить в то, что собственный голос можно подвергнуть каким-либо изменениям. Гораздо легче жалеть себя, думать о том, что резкий, скрипучий голос в комплекте с неразборчивой, прерывистой речью предназначен им на всю оставшуюся жизнь. Поймите, что среди окружающих вас людей найти «плохой» голос весьма и весьма сложно. Проще говоря, таких голосов почти нет, зато есть огромное количество так называемых голосов «не проявленных».
Согласно статистике, более 90% человечества совершенно не использует многие возможности своего голосового аппарата.

— Выражение «потерять голос» знакомо многим. Как правильно беречь голос, чтобы в один прекрасный день не лишиться дара речи в буквальном смысле этого слова?
— В здоровом теле — здоровый голос. И это не шутка. Наиболее частой причиной расстройства голоса и воспаления гортани является острый ларингит. Чаще всего это заболевание возникает в результате приема чрезмерно горячей или холодной пищи, но нередко становится следствием переохлаждения.
Помимо этого причиной потери голоса нередко становятся неврозы, возникающие из-за перенапряжения центральной нервной системы. Порой бывает достаточно сильного испуга или другого неожиданного нервного потрясения, чтобы человек вдруг утратил дар речи.
Самым опасным врагом голоса является курение. Вы наверняка замечали, что у курильщиков с солидным стажем звук голоса заметно изменяется, становится более хриплым и свистящим. Происходит это потому, что дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Во время «затяжки» сосуды резко расширяются и интенсивно впитывают канцерогенные вещества и смолы. В результате этого появляется отечность, кровоизлияния, утолщения, узлы и полипы голосовых связок. Эти патологические изменения и определяют хриплый, глухой однообразный звук, отличающий голос курильщика, что не слишком красиво для мужчины, но недопустимо для женщины.
По возможности избегайте перенапряжения голоса в шумной обстановке, в спорах, в азарте спортивной игры. Старайтесь, произнося речь, говорить на выдохе, что наиболее физиологично.
Если ваша работа связана с повышенной нагрузкой на голосовой аппарат или же вдруг вы внезапно почувствовали изменение звучности голоса, его неустойчивость, чувство дискомфорта в горле или гортани, обращайтесь за помощью к фониатору. Он поможет распознать начальные признаки голосовых расстройств и предупредить их переход в более серьезную стадию, требующую оперативного лечения.
В любом случае, прислушиваясь к голосу разума, стоит позаботиться о своем природном музыкальном инструменте. Ведь это не только ваше здоровье, но и часть имиджа, которая помогает добиться успеха в карьере и личной жизни.


РЕЧЬ БЕЗ СЛОВ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК)
Каждый человек при общении в первую очередь обращает внимание на голос собеседника. Любое наше высказывание (речевой сигнал) несет информацию двоякого рода. Во-первых, это собственно вербальная информация, основным носителем которой является слово, точнее заключенное в нем понятие. Ответственность за такого рода информацию обычно несет левое полушарие мозга. Во-вторых, это информация, определяющая интонационную окраску речи, подтекст, заключающий в себе отношение говорящего к сказанному, но не находящий прямого выражения в самих словах. Такая информация получила название экстралингвистической. Управление ею осуществляет правое полушарие мозга.
Подготовка к формированию речи происходит примерно до одного года. В этот период возникают и совершенствуются способности ребенка передавать эмоции, интонацию, мимику и жесты. В дальнейшем так называемые неречевые формы общения как бы отходят на второй план и по большей части никак не учитываются в процессе обучения. Психологами установлено, что в практической жизни от 60% до 80% коммуникаций (общения) осуществляется именно за счет неречевых средств (эмоции, тембр и т.д.), а на словесную форму приходится только 20—40%.
Оба полушария головного мозга интегрируются в единую функциональную систему, хотя каждое из них имеет свои внешние каналы передачи информации. Так, вербальная система, представленная посредством слов, использует преимущественно артикуляторный аппарат при минимальном участии интонации. Экстралингвистическая система, отвечающая за эмоциональную окраску речи, использует другие механизмы, сопутствующие речи и влияющие на нее. Только когда задействованы информационные каналы обоих полушарий, мы получаем внятную, осмысленную, эмоционально окрашенную, выразительную речь. Это и есть норма, то есть тот критерий, который позволяет сравнить аппарат речи здорового человека с музыкальным инструментом типа электрооргана, где различные рычаги, клавиши и педали дают возможность придать основной мелодии новую богатую оранжировку и до неузнаваемости изменяют ее.


В ПОИСКАХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В разговорном языке мы произносим гласные, согласные, ставим акценты, растягиваем некоторые слоги, делаем паузы. Наш голос может понижаться либо повышаться, окрашиваться радостной или грустной интонацией. Речь может быть быстрой, возбужденной или медленной, спокойной. По ее характеру мы порой догадываемся о том, что не произносится в словах. Помните, как у Лермонтова: «Есть речи — значенье темно иль ничтожно, но им без волненья внимать невозможно». Ведь выражение это — и для иной мысли, которая только и существует в движущихся звуковых комплексах, ритмах, переливах тембров.
Если не брать в расчет смысл, то сам человеческий голос заявляет, грубо говоря, две биологические информации: «я здоров», и «я сексуален».
«Я — здоров», «Я бодр, подтянут, готов к деловым действиям» — это высокая форманта голоса. Полетность голоса зависит от наличия в нем хорошо выраженной высокой форманты, придающей звуку яркость, блеск, звонкость. Акустики давно установили, что неповторимый, свойственный каждому человеку тембр речевого голоса зависит от обертонов, которые содержатся в гласных звуках. Генерация высокой форманты голоса (зона обертонов в спектре речи, формирующих специфический тембр голоса, а именно уверенный оттенок голоса — «металлический» (мужчины) или «серебристый» (женщины)) ~2000 Гц и выше. Хотя
у каждого человека эта характеристика индивидуальна. Высокая форманта голоса свидетельствует об отсутствии депрессий, что человек, наоборот, подтянут, бодр, энергичен. Именно так звучал Ю. Левитан. В период Великой Отечественной войны сдержанная «металлическая» интонация Ю. Левитана призывала к мужеству и упорному труду во имя победы. А как откликались сердца слушающих его голос по радио на его торжественную, призывающую к ликованию интонацию при сообщении об очередной победе наших войск.
«Я сексуален» — это низкая форманта (составляющая голоса человека, с наличием которой связаны округлость, полнота, глубина и мягкость тембра). Стоит лишь обратить внимание, как разговаривают люди в интимной обстановке, к примеру, парочка в кафе. Они совсем по-другому разговаривают, чем в своей обыденной жизни: голос становится более низким, более глубоким, т.е. невольно, подсознательно акцентируется именно низкая форманта, которая означает «я активен, открыт к близкому общению, я питаю к вам симпатию». Достаточно припомнить, как пленил миллионы поклонников чарующий, бархатистый голос Мерилин Монро. Также примером может служить сладкоголосый певец Элвис Пресли, который, как известно, имел массу поклонниц. У него низкая форманта в 2—3 раза больше, чем у среднестатистического человека, отсюда и мощное эмоциональное воздействие. Генерация низкой форманты голоса ~ 340—600 и до 1000 Гц, что максимально выражено во французском языке, а во вторую очередь в английском и русском языках.
Вы, наверное, обращали внимание, что многие люди говорят глупости, но их внимательно слушают. А есть те, которые говорят умные вещи, но их не интересно слушать. В качестве примера можно привести Жириновского и академика Сахарова. Дело в том, что у первых в голосе присутствует высокая форманта. Именно по ней люди инстинктивно идентифицируют лидера. И тут уже не важно, что он говорит. Его все равно будут слушать. В идеале в голосе должна присутствовать и та, и другая форманта. Чтобы человек сразу сказал: «Я здоров» и «Я сексуален». Что, собственно, от него и требуется. Все остальное он донесет смысловой частью. Именно так можно объяснить феноменальную популярность Владимира Высоцкого. Его голос обладал и высокой, и низкой формантами, и одинаково действовал и на женщин, и на мужчин.
Когда же обучают мастерству речи, дикторскому искусству, то пытаются убеждать с помощью аргументов, логически. Зачастую забывая о том, что 80% информации — это именно эмоциональное убеждение, которое гораздо важнее. На сегодняшний день нет объективного метода, прибора, который дал бы возможность овладеть этими 80% коммуникативной информации во время речи, методикой эмоционального влияния собственной речи на другого человека.


ЛОГИЧЕСКАЯ МЕЛОДИЯ
Звук, произнесенный человеком, это не просто физическое явление. Это, как сказал поэт, «изогнутый лекалом мысли звук». Он осмыслен прежде всего интонацией.
В далеком прошлом звуки выступали сигналами: опасности, боли, дружелюбия, недовольства. В далеком прошлом точность интонации слова, характер его произношения были настолько значимы, что выразительность звучащего слова сама по себе становилась уже музыкой. И поныне всякая выразительная речь в какой-то мере сохранила очертания мелодии, а мелодия вобрала в себя интонации речи. Недаром называют мелодию душой «музыки речи». Даже в обычной речи мы можем услышать прообраз музыкального звучания. Одну и ту же фразу произносим по-разному: спрашивая, утверждая, приказывая, сомневаясь. Слова не меняются, но смысл определяется этой речевой интонацией, приобретающей как бы самостоятельный характер.
В далеком прошлом музыка была исключительно искусством устной традиции. Не случайно полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше там пения, музыки и игры, и тем меньше того, что надо было читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы: они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук, он строит все пространство вселенной...».
Еще не родилась сама речь, но уже существовала интонация. Она и послужила основой не понятийной, но выразительной стороны человеческой речи, развиваясь вместе с ней, приобретая социальной и личностный смысл в своем историческом движении. Вот почему не зная чужого языка, значения произнесенных на нем слов, мы по интонационной выразительности нередко проникаем в какую-то часть смысла иноземной речи. Однажды в Финляндии, на приеме в честь артистов из России, Федор Шаляпин произнес блистательную речь. Присутствующие русские удивились тому, что хотя он и говорил по-фински, им был понятен почти весь смысл. Финны также проникая в суть сказанного, подумали о том, насколько русский язык близок их родному. Певец же использовал выразительные типические интонации, характерные для дружеских приветствий различных народов. Так, интонация здесь сыграла роль связующего звена.
Ученые насчитывают свыше 20 интонаций, выражающих различные чувства: угрозы, радости, восхищения, негодования, злобы, удивления, страха, сомнения и т.д.
По существу любая выразительная речь образует мелодию слов. На этом в значительной мере строится ораторское искусство, в котором используется выразительность произношения. В нашей речи слышатся точки и паузы, вопросы и утверждения, жалобы и восклицания, т.е. музыкальный звук, приведенный в систему отношений по высоте, громкости, тембру, темпо-ритму. А в интонациях находят выражение нарастания и спады напряжения, образующие своеобразные эмоциональные «волны», именно способность интонации выражать настроение чувствующего человека — радость, отчаяние, сострадание и множество других. Ученые доказывают, что слушатели не улавливают до 30—40% интересующей их информации, если интонация оратора не соответствует содержанию его речи.
Мелодичность голоса, музыкальность, напевность — изменение тона по высоте, создающее музыкальную основу звучащей мысли, превращает поток слов в логическую мелодию. Мелодичность голоса зависит от того, насколько у человека отсутствуют скрипы в речи, что обеспечивается соответствием всех обертонов, гармоник речи, т.е. определенным консонансом (слитное, согласное, гармоничное звучание, а также созвучие, воспринимаемое человеком как слияние тонов, обратное по звучанию диссонансу). Скрипучий, старческий голос говорит о том, что эти гармоники, которые образуются в спектре речи, не гармоничны, не мелодичны по отношению друг к другу.
В европейских языках интонация связана со словом, его значением; в некоторых же азиатских — столь значима и реальная «мелодия» слова: здесь ее повышения и понижения, удлинение звуков создают новые смыслы и значения. Такие языки сохранили, возможно, в себе первоначальную структуру музыкальной выразительности речи.

••• Лидия КНЯЗЕВА, Юлия АЛМАЗОВА •••












Rambler's Top100 Система Orphus