Косметика и парфюмерия
Журнал Потребитель. Экспертиза и тесты
 
Школа потребителя
Ч и т а л к а
Салон красоты
M a k e - u p
Спортзал

Экспертная оценка
Презентация

Школа красоты
Дела душевные
Независимый тест
Персона

Ремесло
Вопрос - ответ
Парфюмерная лавка
 
 

 

Classified
 






ИЗВЕЧНЫЕ ЖЕЛАНЬЯ КРАСОТЫ
Трудно сказать, с каких времен ведет свое летоисчисление искусство косметики. Во всяком случае при раскопках на местах поселений пещерного нашего пращура, да и более поздних стоянок, где жили люди каменного века, обнаружились предметы, назначение которых могло быть только косметическим. Гребни всевозможных, даже на современный взгляд, оригинальных форм, заколки, небольшие сосуды для протираний и масел — все эти предметы служили для ухода за лицом, телом и, конечно, для украшений.
Понятно, что тут примешивались еще и ритуальные обряды, но это никак не отменяет глубинной потребности человека приукрасить данную ему природой внешность.
Деятельность человека, обозначаемая термином «косметика», родилась из стремления к красоте, независимо от времени, будь то каменный век или эпоха Ренессанса.
Разумеется, разные эпохи вносили свои коррективы в понятие красоты. Да и сегодня эти критерии продолжают меняться. Вот, к примеру, еще сравнительно недавно женщина расценивала как комплимент обращение: «Как вы похорошели, как здорово поправились!» А нынче наша современница те же самые слова воспримет как обиду, у нее испортится настроение, она примется дотошно разглядывать себя в зеркале, срочно сядет на жесткую диету и побежит в тренажерный зал.
Известно, что «новое — это хорошо забытое старое». Всего лишь лет двадцать тому назад мы бы чрезмерно удивились моде, заставляющей вполне цивилизованных людей прокалывать ноздри, брови, пупок, даже язык и прочие места на теле и лице, вставлять туда сережки, колечки, колокольчики и тому подобное.
Или уродовать (а может, и украшать?) свое тело шрамами либо татуировкой. И позабыло человечество, что именно таким образом приобщались к телесной красоте представители первобытных племен, а где-то в дебрях Африки или Амазонки и по сей день те же манипуляции с кожей служат предметом гордости их владельцев. И этим самым человек как бы отделяет себя от остальных — вот, мол, смотрите, какой я особенный, такого рисунка татуировки (колокольчика на животе, серьги на бровях или вставленных в губу и тому подобного) нет ни у кого другого.
Даже ритуальная раскраска, ведущая свой отсчет с древних времен (прообраз нынешнего макияжа), и та у каждого представителя одного и того же племени отличается и формой и цветом. Так, при помощи украшательства своей внешности мужчина стремится подчеркнуть индивидуальные качества, показать, что он более сильный или более удачливый на охоте, ловкий, умный и так далее, а прекрасная дама при помощи даже примитивной косметики усилить свою женственность, привлекательность, словом, те свойства натуры, которые помогут ей поднять собственную ценность в глазах окружающих. Так что за внешними проявлениями украшения своего облика кроется могучий психологический подтекст.

КОГДА ЕЩЕ НЕ БЫЛO ПИСЬМЕННОСТИ
Косметика уже была. Само название пришло позже — от довольно просвещенных древних греков. На их языке косметикой назвали искусство украшать, наряжать, а также изготовлять и применять вещества, которые способствуют уходу за лицом и телом, делают их красивыми и приближают к совершенству.
Конечно, допотопные дамы не знали нынешних косметических изысков. В их распоряжении была лишь глина, грунты с различными красящими пигментами либо грубые средства, приготовлявшиеся на основе животных жиров.
В состав древнейшего из ныне известных косметических средств входил сульфид сурьмы. И в наше время на Востоке сурьма хорошо знакома многим красавицам. Даже песня с такими словами «Подведу глаза сурьмой» еще и сейчас звучит в исполнении популярной певицы Азизы.

ПРОЧИТАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО БИБЛИЮ
И здесь, пожалуй, найдем первые письменные упоминания об искусстве красоты в древности. Вот хотя бы одно событие, в котором эстетика сыграла значительную роль. Царица Израильская Иезавель «нарумянила лицо свое, чтобы прельстить Ииуя и чтобы говорить с ним большей властью соблазна». Она же украшала свои щеки и лоб «шроудой». То есть рубцами в виде полосок и точек.
Кстати, и по сей день тунисские женщины, желающие поразить окружающих своей прелестью, не пренебрегают подобными шрамами.
Другой библейский пример. Царица Вавилонская, Эсфирь, так искусно умела подводить глаза (видимо, той же сурьмой, так как это косметическое средство тогда было широко распространено), что про ее прекрасные глаза слагались легенды и гимны. Во всяком случае история говорит о том, в ту пору ее считали женщиной с самыми красивыми глазами всех времен и народов.

ИЗЫСКАННАЯ КРАСОТА ЕГИПЕТСКИХ МОДНИЦ И МОДНИКОВ
Про этих красавиц древности уже многие наслышаны. А все потому, что именно Египту человечество обязано толчком к развитию грандиозного культа красоты и косметики.
Конечно, в Древнем Египте процветало рабство, и воспользоваться плодами развития научной мысли в области косметики и ее практического применения могли только дамы из высшего света, то есть живущие во дворце фараона или бывающие при его дворе. Причем косметика была на службе не только у прекрасного пола. И мужчины в те времена не пренебрегали украшательством лица, тела, причесок.
Египтяне бальзамировали своих усопших. А при погребальном обряде рядом с телом ушедшего в мир иной непременно помещались всевозможные предметы, чтобы в своей будущей жизни захороненный мог пользоваться земными благами. Среди этого изобилия обязательно находились гребни из слоновой кости, разнообразные кремы, черная краска для глаз, пудра, притирания в изящных золотых флакончиках, на которых были выгравированы подробные указания, как пользоваться тем или иным средством, и другие предметы из того же ряда.
Утонченность ухода за внешностью была невероятной. Таинственные составы преображали облик египетских цариц. А придворные дамы стремились во всем им подражать.
Прически, парики, молочные ванны, стилизованные силуэты — все это являлось частью культуры, в основе которой лежали искусство, религия, наука и, конечно же, духовное начало.
Внешняя красота как бы предлагала окружающим видеть в своем «хозяине» или «хозяйке» и высокие качества натуры. Разумеется, это не всегда совпадало, порой за прелестным «фасадом» скрывались и всевозможные пороки.
Тем не менее, в ту пору египетская знать особое внимание обращала на волосы, кожу и глаза. Особо модными считались дамы рыжеволосые. А все потому, что в ту пору на сцену вышла хна. С ее помощью можно было создавать множество интересных оттенков. Но параллельно существовала и другая мода — голову обривали наголо для того, чтобы носить замысловатые парики. На старинных фресках можно видеть, какие сложные прически из париков надевали египетские фараоны, их приближенные, да, возможно, и просто модники той эпохи. Причем существовали парики не только для головы. Символом мужественности была также и подвязанная искусственная довольно длинная борода клиновидной формы.
Пожалуй, из тех времен дошла до наших дней мода подводить глаза черной краской. Глаза становились удлиненными, как бы миндалевидными, увеличенными, их естественной форме придавалась плавность и особая выразительность.
Древние египтяне большое внимание уделяли коже лица и тела, стремились, чтобы была она гладкая и белая. Тогда уже появились разнообразные мази, притирания, обрели популярность ароматические и молочные ванны.
Про косметические изыски царицы Клеопатры история сохранила многочисленные легенды. Но ведь в самом деле и по сей день в арсенале косметологов имеются некоторые рецепты египетской властительницы по части масок (медовых, яичных), искусства наложения грима. И трудно переоценить пользу для кожи от практикуемых Клеопатрой молочных ванн. Даже уезжая куда-то по своим царским делам, брала она с собой в дорогу 500 ослиц, чтобы купаться в их молоке.
Была в ту пору употребляема и губная помада. Сырье для нее, так же, как и для белил (для придания «интересной» бледности), красно-оранжевых румян, добывалось из растений. Значит, тогда уже древние химики узнали некоторые тайны природы.
С растительностью на женском теле — ногах, руках, а у кого-то и на лице, также велась борьба. О чем свидетельствуют специальные бритвы и щипчики.
Искусный макияж наносился и на веки. Они были у модниц зеленовато-голубые. Первой это сделала царица Нефертити. Ее красота поражала современников. Несмотря на шестерых детей, она сумела сохранить девичью стать путем активных физических упражнений, мазей, притираний и тому подобного.
Дошедший до нас в прекрасном состоянии великолепный бюст этой царицы — супруги фараона Аменхотепа IV — хранится в одном из музеев Берлина. Глядя на ее тонкие брови, выразительные глаза, смелую и прелестную линию рта, чувствуется, что здесь природа и искусство косметики поработали вместе.

ГРЕЧЕСКИЙ КУЛЬТ КРАСОТЫ
Влияние эстетических принципов красоты тела, родившихся в Древней Греции настолько велико, что и по сей день эталоном классической красоты служат образцы, пришедшие к нам из той далекой эпохи.
В отличие от Египта, стремление к прекрасному внешнему облику разделяли здесь все слои общества. Чувство изящного было развито у древних греков настолько, что в одной из своих книг историк и поэт Аполлоний Герофильский поясняет: «В Афинах не было ни старых, ни некрасивых женщин».
Действительно, женщины тщательно следили за своей внешностью, умели путем косметических процедур не только улучшать данное природой, но и отдалять неизбежные возрастные изменения.
Именно древние греки распространили в Европе множество косметических средств и рецептов, а также культ тела. Трудно переоценить популярность бани, ценностям которой мы также обязаны той далекой эпохе.
Вообще телу уделялось наибольшее внимание. Каноны греческой эстетики не допускали ни пышных форм, ни объемной груди. Над телом приходилось упорно работать, не всех ведь природа одаряла нужным образом. Кроме всего прочего женщине надлежало быть обладательницей тонкой и изящной шеи, пропорциональных плеч.
Пристрастие к уходу за телом материализовалось не только в банях. Этой процедуре предшествовали разнообразные физические упражнения, готовящие тело к мытью обычно холодной водой.
Важную роль играл и массаж, так как благодаря ему, наряду с баней и гимнастическими упражнениями, фигура обретала стройность, не оставалось ни капли лишнего жира, а кожа становилась гладкой и шелковистой.
В наше время многие считают загар признаком здоровья и молодости. (И это несмотря на многочисленные медицинские предупреждения о вреде чрезмерного пребывания на солнце.) Гречанки же ценили светлую, блестящую кожу и старались еще больше ее высветлить. Для чего использовали крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева и множества других составов. Было популярным также повседневное умывание козьим и ослиным молоком. Считалось, что бледная кожа лица указывает на необычайную страстность своей хозяйки.
Косметика в Древней Греции переживала бурное развитие. Прежде всего это относится к маслам. Ароматическими маслами или благовониями, которые добывались из лепестков различных цветов — розы, жасмина, тимьяна, растирались после бани или массажа.
Тщательно следили и за волосами, краски для которых также изготовлялись из натуральных экстрактов.
Основу макияжа афинянок составляли черная и голубая краска для глаз (подводка и тени). Щеки они румянили кармином, в тон окрашивали губы и ногти.

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ
Эпохи Древней Греции и Римской империи в историческом разрезе в сфере культуры весьма похожи. Сходные реалии наблюдаются и в области косметики. Такой же культ тела и внешности. Даже, пожалуй, с более усиленным рвением. Мужчины наравне с женщинами собирали косметические рецепты, пользовались гримом, делали замысловатые прически, удаляли волосы на теле. Излишняя волосатость считалось признаком варварства и бескультурья.
Баня, массаж, ароматические масла, благовония и притирания уже не являлись привилегией только прекрасного пола.
Однако, в отличие от Греции, здесь не существовало единого эталона красоты, поскольку сказывалось влияние покоренных народов. Рим завоевывал все новые и новые территории, и это отражалось определенным образом на эстетических взглядах римлян. Пример тому — буквальное помешательство римских матрон на белокурых волосах. Оно началось с возвращением Юлия Цезаря из похода, в ходе которого были завоеваны некоторые земли германских племен. Привезенные рабыни поражали светлым цветом волос и белизной кожи.
С невероятной быстротой по Риму распространялись рецепты притираний, составов и мазей для изменения цвета обычно смуглой кожи и темных волос римлянок.
Поскольку в империи процветало рабство, то многие невольницы становились отличными мастерами по уходу за внешностью своей госпожи или господина. Причем здесь уже начала выявляться специализация. Кто-то прекрасно освоил банные процедуры, кто-то – массаж, либо макияж, либо искусство причесок.
Про прически римлянок надо сказать особо. В музеях и по сей день можно встретить скульптурные изображения головок знатных римлянок, живших в один и тот же период с весьма разнообразно и прихотливо убранными волосами. Прически выполнялись с использованием материалов, считавшихся драгоценными. В результате сложных манипуляций с жемчугом, цветами, пластинами золота и серебра, кусочками ткани, кружевами прически получались необычайно изысканными.
Но главным образом ценилась красота тела, немыслимая без бани. А их популярность была столь велика, что в Риме соорудили известные Каракалловы бани. В них одновременно могли совершать водные процедуры более тысячи шестисот человек. Но были и еще более крупные — Диоклетиановы термы, в них помещалось около трех тысяч купальщиков. В одном лишь Риме в IV веке насчитывалось около девятисот купальных заведений на термальных водах.

МРАЧНЫЕ ВРЕМЕНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
С падением Римской империи в конце V века достижения косметических практик постепенно забываются.
В первые столетия раннего Средневековья европейские феодалы еще не чурались личной гигиены. В городах они бывали частыми посетителями общественных бань, в замках знатные дамы купались в холодной воде, ароматизированной благовонными травами.
Однако с течением времени эти привычки ослабевали. Духи с сильным запахом все чаще служат заменой элементарной гигиене тела.
В обществе возобладали ортодоксальные нравы католической церкви. И, согласно одной из ее сентенций, тело считалось греховным сосудом, тут уж было не до разнообразных украшательств, заботе о его внешнем виде и даже об элементарной чистоте.
С упадком Римской империи закончилась эпоха воспевания красоты. В результате частых войн и переселений народов нарушилась торговля с Востоком, а в связи с этим прекратились поступления благовоний из Аравии и Персии.
Идеал женской красоты в Средние века далек от канонов, существовавших в Древней Греции, Риме. Теперь это женщина с высокой маленькой грудью, с узкими бедрами, длинными ногами, небольшой ступней. Краски безбрового лица также блеклые. Никакого подкрашивания глаз, щек и губ. Женщины опасались яркой внешности, потому что иной раз броская красота могла стать сигналом для обвинения в колдовстве и последующей за этим расправе.
Суровая была эпоха, с бесконечными войнами, повальными эпидемиями.
И все же не суждено было европейскому народу навсегда распрощаться со знаниями, накопленными в результате косметических открытий.
В ХI-ХIII веках начинаются Крестовые походы с целью освобождения так называемых «Святых мест», находящихся в руках мусульман. Эти войны имели и некоторую позитивную сторону, так как они породили контакт и обмен с другими культурами. В частности, с арабской, где были накоплены глубинные знания в разных областях науки, в том числе медицины, ботаники, химии, что повлекло за собой и развитие косметологии в тех краях.
Дворянская знать в Европе в этот период живет в затворничестве в своих замках. И только бродячие торговцы, переходя от замка к замку, продают различные бальзамы, предметы туалета, лекарственные травы, сберегают и приумножают секреты косметики.
Таинственные составы хранятся в «мешочке для наряжания» — так назвался оригинальный туалетный столик. Он представлял собой красивый предмет мебели сложной конструкции, в сложенном виде напоминающий бюро. Там находилось множество потайных выдвижных ящичков, складных зеркал. И в тайне от всех модницы, накрасившись, любуясь собой, часами проводили перед ними время.
Но при этом они оставались абсолютно равнодушными к гигиеническим процедурам, заглушая запах годами немытого тела большим количеством ароматных бальзамов, а позднее и появившихся духов.

КРАСОТА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Быстро текущее время принесло разительные перемены в жизнь народов Европы. Историки называют период, пришедший на смену мрачному Средневековью, эпохой Возрождения. Вновь припоминаются эстетические ценности, преданные забвению с античных времен. Эстетика достигает небывалых вершин утонченности во всех сферах творчества. Начинается расцвет искусства и ремесел, утверждаются идеалы гармонии, пробуждается интерес к женской красоте. И, следовательно, появляется необходимость в средствах ухода за лицом и телом.
Европейским центром элегантности в тот период становится Италия. А особенно один из ее городов, где вновь стала возрождаться косметика, — Венеция.
Город этот славился не только своими пышными маскарадами, великолепными зеркалами (и по сей день ценится «венецианское стекло»), но и прелестными женщинами. Их красивые волосы разнообразных рыжеватых оттенков («старое золото», «пламя», «тусклое золото» и так далее) сохранила для нас история на портретах великих художников Возрождения.
Надо заметить, что эталоном красоты становится женщина с пышными формами, пожалуй, теперь бы мы сказали — толстая. (С подобными дамами мы встречаемся на полотнах величайших мастеров того времени.) Думается, что мало кто из наших современниц хотел бы походить на Венеру Кранаха или купающуюся Суссану Рембрандта). Женское тело на картинах художников той поры отличают рыхлость, бледный цвет кожи. Все же с водой, воздухом и солнцем эти дамы встречались редко, их фигуры «расплывались» в роскоши трудных для стирки и чистки туалетов из атласа, кружев, бархата.
Новые веяния в моде распространяются и за пределы Италии, их влияние сказывается при дворе почти всех развитых европейских стран.
В конце ХVI века во Флоренции появляется первая крупная лаборатория по производству косметических и лекарственных средств.
Идеал внешности знатных дам в тот период таков: тело весьма округлых форм, высокий открытый лоб (иной раз для этой цели даже выщипывались низко растущие волосы), чуть заметные брови, кожа беловатого оттенка.
В те времена синонимом хорошего вкуса были белокурые волосы. И дамы с более темным цветом волос пользовались услугами специалистов – «химиков и алхимиков», среди которых нередко встречались и шарлатаны, предлагающие самые невероятными смеси из экстрактов. Но у кого-то получался и результат.
Однако в ту пору появляются и подлинные профессионалы в области косметики. Доказательство тому – первые трактаты по искусству красоты и косметики, вышедшие в Италии и Франции.
В 1573 году в Париже выпущена книга «Наставления молодым дамам», а в Италии — книга Екатерины Сфорца «Эксперименты». Там содержатся всевозможные косметические и парфюмерные рецепты, статьи о макияже и даже о способах примирения супругов.
Легендарная Екатерина Медичи особо интересовалась всем, что касалось эстетики внешности. Много внимания уделяла изучению мазей и сочетанию кремов. Позднее, став королевой Франции, она увезла с собой из Флоренции лучших парфюмеров, в ту пору в Европе им не было равных.
Одна из ее ближайших подруг открыла в Париже первый Институт Красоты.

ЛОЖКА ДЕГТЯ
Пышный стиль рококо, столь популярный в эти времена, славится интересом и почитанием к искусству косметики. Более того, именно в то время были сделаны первые серьезные шаги, способствующие его развитию. И, тем не менее, Средние века запомнились вопиющим пренебрежением элементарными правилами гигиены. При дворе французского короля Людовика ХIV — «короля-солнце» вместо воды использовали одеколон, которыми увлажнялись лицо и руки.
Мария Антуанетта имела серебряную ванну, но ее приносили в королевские покои лишь несколько раз в году. Такие же привычки были и у поданных. Чтобы заглушить запах годами немытого тела, придворные употребляли большое количество духов, пудры, различных помад.
В частных записках знатных вельмож того времени рассказывается, что королеве Маргарите Валуа всякий раз стоило неимоверных усилий расчесать волосы, поскольку делала это она не особенно часто, и волосы сильно спутывались, а руки она вообще мыла лишь раз в неделю.
В ту пору в дамском обществе вошла мода наклеивать на лицо черные кусочки тюля, так называемые «мушки». Но эта причуда, скорее всего, было вызвана необходимостью, так как мало кого обошла оспа, оставляющая на лице заметные вмятины, вот их-то как раз прикрывали «мушками».
Разнообразные пудры — непременный атрибут косметического набора знатной дамы тех времен. Сильно напудренная открытая грудь поддерживалась при помощи корсета. Волосы также густо покрывались пудрой. Однако изысканные прически были настолько замысловатыми и дорогостоящими, что их носительницы предпочитали неделями не расчесывать волосы, не говоря уже о мытье.
Такие «установки» создавали условия для распространения вшей, моли и блох. Но и тут мода нашла свою нишу. Появились блошиные ловушки — дамы носили их на груди, цепляя к шелковой ленте или золотой цепочке. Ловушки эти делались из слоновой кости, розового дерева, золота, серебра и представляли собой небольшие трубочки с отверстиями внизу. Для поимки насекомого туда вставлялся «стволок», намазанный мелом, сиропом либо иной липкой жидкостью, и шустрые блохи примазывались там намертво.
Изобрели и специальные приспособления — лопаточки на длинных ручках для чесания и молоточки из благородных металлов, чтобы убивать этих назойливых тварей.

ОХ УЖ ЭТА ПУДРА!
Мода на напудренные волосы и плечи существовала в ту пору не только во Франции. С большим энтузиазмом она была встречена и в Англии. (Даже сегодня во время судебных заседаний английские судьи надевают напудренные парики.) Английское правительство того времени не стало бороться с этой модой путем запретов, а ввело очень высокие пошлины на ввозимую пудру. Понятно, что и прически с пудрой удорожились, что сделало их непопулярными, и мода эта в широком применении как-то сама по себе сошла на нет.
Шел уже ХVI век. Россия также стремилась не отставать от Запада по части моды и косметики. Вот и к пудре сложилось «трепетное» отношение. Пудреные парики и высокие прически разнообразных моделей (наподобие цветущих клумб или фрегатов с надутыми ветром парусами и тому подобными громоздкими сооружениями) стали популярны среди знати. Новшества эти были введены Петром I. Вспомним строки из романа «Петр I» А. Толстого про женщин знатных родов, готовящихся к знаменитым петровским ассамблеям: «А те дамы, что загодя причесанные, так и спали на стуле». То есть волосы могли не расчесывать неделями!
Пудрой посыпались в изобилии. Для облегчения процесса пудрения в некоторых зажиточных русских домах имелись даже специальные шкафы. Когда приходила пора наряжаться «на выход» барыня или барин залезали внутрь шкафа, дверцы его плотно закрывались, и сверху через специальные отверстия слуги распыляли по плечам и голове клубы цветной пудры (она могла в соответствии с одеждой быть сиреневой, розовой, палевой, оранжевой, голубой и так далее. Не отсюда ли у нашего классика А. Толстого, хорошо изучившего стиль жизни в петровскую эпоху, появился персонаж — «Мальвина, девочка с голубыми волосами»?), которая при этом хотя бы не разлеталась по всей комнате.
В семьях с более скромным достатком дорогую пудру покупать было не на что, а потому мелкие чиновники на свои «выходы», их дочери и жены посыпали локоны обыкновенной мукой.

НЕ ТАКОЙ УЖ И ДАЛЕКИЙ ХVIII ВЕК
И все же не Россия, а Франция становится законодательницей модной одежды (приоритет этой страны в данной области сохранился и по сей день). И так же поражает мир новинками в сфере косметики и парфюмерии.
С конца XVII века и еще более столетия парижанки охвачены «румяной лихорадкой». Казалось, все дамы скроены по одному образцу: губы в форме маленького сердечка, экстравагантные напудренные парики, обильно нарумяненные щеки, напудренные шеи, плечи, кокетливо расклеенные по лицу и спине черные точки-«мушки». Пудры не жалели: для париков — пшеничная, для лица — рисовая.
Косметические средства уже изготовляются не кустарным способом отдельными умельцами, их покупают в роскошных салонах на улице Сен-Оноре в Париже. Многочисленные парикмахеры, создавая экстравагантные парики, вытесняют придворных камеристок.
Начало золотого века косметики в этот период знаменуется появлением сложнейших кремов, духов, одеколонов, туалетной воды.
К эпохе французской галантности принадлежит открытие еще двух важных моментов — туфли на высоких каблуках, придающие походке женщины изящество и грациозность, и шелковые чулки, подчеркивающие красоту ноги.
С каждым днем возрастает значение личной гигиены. История сохранила имя придворной дамы — мадам Дю Барии, знаменитой только тем, что она первая начала ежедневно обливаться холодной водой. Ее примеру стали следовать и другие.
Великая французская революция на время изменила отношение к косметическим препаратам и процедурам. Но вскоре с приходом к власти Наполеона и влиянию его супруги Жозефины во Франции возродились традиции ухода за внешностью. Природа наградила ее склонностью к полноте, с которой она постоянно боролась. И это вынуждало ее соблюдать диету и регулярно прибегать к косметическому уходу за лицом и телом. А уж за подражателями дело не стало.
Мода на воду и мыло вновь завоевала сильные позиции. И уже никогда, включая и наше время, не уступала их. Также с тех давних лет переменчивая мода сохранила нам (время от времени видоизменяясь) декольте и шелковые (фильдеперсовые, капроновые, нейлоновые) чулки, обувь на высоких каблуках, пудру (правда, в довольно приемлемом количестве), помаду.

ВОСТОЧНАЯ УТОНЧЕННОСТЬ
Говоря об эстетических изысках в косметике Запада, нельзя не вспомнить и о Востоке. Индия, Китай, Япония — многовековая история косметики в этих странах имеет свои интересные традиции, которые нынче с успехом используются в мировой практике.
В Индии с незапамятных времен и по сей день (без каких-либо значительных изменений) пользуются декоративной косметикой при проведении религиозных обрядов и в быту.
Цветами, коголем (особая подводка для глаз, им даже дети подкрашивают глаза в целях дезинфекции) и шафрановой пудрой пользуются повседневно. В древнейшей в мире книге «Сусруте» дается множество пояснений по уходу за внешностью с помощью эфирных масел, наряду со множеством рецептов использования растительных экстрактов в косметических целях. Индийские женщины ярко красят лицо — глаза, губы, брови. Красная точка посредине лба несет не только смысловую нагрузку (тут и кастовая принадлежность, и семейное положение), но это еще и элемент украшения.
Эстетические каноны многовековой китайской косметологии основываются на образе женщины с безукоризненно выполненным гримом и с максимально ухоженной кожей.
Макияж состоял в нанесении тонкого слоя пудры розового, красного или оранжевого цвета, глаза подводились специальными палочками, предварительно обмакнув их в черную тушь.
Кожу обрабатывали кремами, изготовленными из мякоти фруктов, чайных масел или животных жиров. Для духов












Rambler's Top100 Система Orphus