Косметика и парфюмерия
Журнал Потребитель. Экспертиза и тесты
 
Школа потребителя
Ч и т а л к а
Салон красоты
M a k e - u p
Спортзал

Экспертная оценка
Презентация

Школа красоты
Дела душевные
Независимый тест
Персона

Ремесло
Вопрос - ответ
Парфюмерная лавка
 
 

 

Classified
 

Потолочные светильники. | kokoc com отзывы





Души меня с хрустальным шиком// флаконы

Упоительная роскошь ароматов требует такой же роскошной упаковки. Уже в самом начале существования душистой продукции флаконы из незамысловатых глиняных горшочков превратились в настоящие произведения искусства. Чтобы Юлий Цезарь мог с шиком преподнести одной из своих возлюбленных (Сервилии, Кальпурнии, Клеопатре, а может, всем сразу) приятнейший подарок, гончар накануне просидел несколько часов в позе роденовского мыслителя, а потом взял да и сделал из куска черной глины флакон в виде наивно-прелестного дикобраза. Заинтересованно повертев зверушку в холеных пальчиках и продегустировав запах, женщина Цезаря (неважно какая) пустила слезу умиления и произнесла историческое: «Не ходи в сенат!» Не послушался, пошел. Там его и зарезали. А внял бы словам одаренной духами женщины, глядишь — и обошлось бы. Ведь сегодня даже ребенок знает, что духи — это не детские игрушки, они интуицию обостряют, а искусно выполненный флакон этому способствует. Представьте себе изысканный парфюм в пластиковой бутылке а-ля «Кока-кола». Не представляете? Вот и я тоже. На таком простом примере становится ясной как день роль флакона в истории парфюмерии.


ДУХИ ИЗ КОШЕЧКИ

Поразмыслив именно в этом направлении, древние ценители прекрасного сочли, что для считанных капель драгоценной жидкости можно подобрать что-нибудь и подороже, чем глина или гипс. И подобрали. И на древнем Востоке, и в Античном мире в ход пошли самоцветы и драгметаллы. Поначалу мастера просто удержу не знали. Брали какой-нибудь камушек в 200—300 карат и превращали его во флакон. Емкость для духов из изумруда чистой воды величиной с гусиное яйцо — это, конечно, шикарно! Но невольно вспоминаются слова Остапа Ибрагимовича: «Слишком много шику!» Раньше вообще народ был незатейливый и любил использовать в быту каменья покрупнее, наивно полагая, что это и есть верх красоты. Однако постепенно ювелиры стали ощущать смутное беспокойство, не понимая, в чем его причина. Все вроде бы хорошо — и красиво, и богато, а вот чего-то недоставало. И поняли — искусства! Душа у золотых и серебряных дел мастеров трепетная, к совершенству стремится, а потому они научились делать для духов вместилища столь тонкой работы и необычных форм, что флаконы с достоинством становились в один ряд с ювелирными украшениями. Впрочем, парфюмерные емкости попадали в категорию предметов роскоши, даже если их форма была традиционной, лишь бы бутылочка отливалась из золота или серебра и украшалась затейливой чеканкой и россыпью редкостных камней (рубинов, изумрудов, сапфиров, бриллиантов). С таким декором и булыжник засверкает!
«Ах так! — подумали мастера-ювелиры. — Мы и без самоцветов обойдемся. Важен не материал, а талант!» И к концу XVIII столетия стали смело использовать цветное стекло. Сохранившиеся с того времени предметы, к примеру серебряный флакон-павлин с хвостом, изукрашенным стекляшками, — наглядная иллюстрация того, что главными стали не дорогие материалы, а виртуозная работа мастеров.
Мода диктовала свои требования, и художники создавали искусные вещицы, за которые любители сегодня готовы отдать десятки и даже сотни тысяч евро. Трепет вожделения в коллекционерах вызывают не только популярные пару столетий назад серебряные флаконы в виде фигурок животных (все-таки сделаны из благородного металла), но и фарфоровые бутылочки-статуэтки, которые сохранились благодаря бережливости прежних хозяек. Оно и понятно, ну кому же придет в голову выбрасывать такую стильную вещицу? Правильно, никому. Выдавив «еще каплю» парфюма из «кошечки» или «собачки», великосветская дама не торопилась избавиться от душистого сосуда. Личный парфюмер наполнял его снова драгоценной влагой, и практические функции флакона возобновлялись. Впрочем, если по какой-то причине он оставался пустым, то просто играл роль изысканного украшения будуара.


ХРУСТАЛЬНЫЙ ШИК
Идеальным материалом для парфюмерных флаконов оказалось стекло. Его прообразом считается мурра, которую использовали античные римляне. Однако значительно дальше шагнули сирийцы. Еще до наступления нашей эры они придумали метод выдувания стекла, с помощью которого можно было изготавливать более совершенные изделия.
История венецианского стекла, прогремевшего на весь мир, началась в XIII веке на острове Мурано. На этом маленьком островке, очень похожем на рабочие районы Венеции, и сегодня в великом множестве есть стекольные мастерские, где выдувают сувениры, посуду, вазы, составные части для светильников, украшения и флаконы для духов. Можно найти вполне достойные вещицы, но большая часть изделий подтверждает, что слава муранского стекла померкла еще в XVII веке. Именно тогда пытливые англичане противопоставили муранским добавкам из золы водорослей свое ноу-хау из свинца, а жители Богемии — из калия. Направление оказалось верным — получались чистые и звонкие, как весенняя капель, хрустальные флаконы. Их прозрачность ассоциировалась с эфемерностью аромата, а глянцевый блеск придавал шик самому факту под названием «духи».
В первой трети XIX века емкостям для парфюмов научились придавать бриллиантовую огранку. В результате они стали переливаться всеми цветами спектра. Примерно в это же время в парфюмерии становится модным цветное стекло. Винно-красное, таинственно-синее, упоительно-зеленое — оно как будто было покрыто славой элитных камней — рубина, сапфира и изумруда. Технология использования красителей значительно расширила эстетические возможности создания флакона.
В начале XX века парфюмерные сосуды начинают изготавливать из так называемого «шелкового стекла», названного так за особый оптический эффект поверхности — матово-прозрачной, как тонкий шелк. Появляются флаконы, украшенные пейзажами и растениями, вытравленными в толще стеклянных стенок. Постепенно бриллиантовую огранку стали применять все реже. У ювелиров появилось новое увлечение — плоские грани, модные до сих пор.
Несмотря на стеклянный бум, не ослабевал интерес и к минералам, как подходящему материалу для изготовления парфюмерных бутылочек. Об этом свидетельствуют хорошо сохранившиеся емкости из малахита, нефрита и других полудрагоценных камней.
Сейчас ароматы, ставшие бестселлерами, нередко выпускают в хрустальных коллекционных флаконах, представленных ограниченными сериями. Существуют и отдельные фирмы, специализирующиеся на выпуске эксклюзивных бутылочек. Их выдувают по старинным технологиям «вручную». От силы легких и мастерства выдоха зависит судьба изделия — будут ли на него молиться как на эксклюзив или же забракуют и сомнут в стеклянный ком. Работа эта непростая, но, несмотря на профессиональные заболевания легких, работа стеклодува и по сей день считается престижной и передается из поколения в поколение.
Нередко готовую бутылочку покрывают авторской росписью особыми красками, по специально созданному исключительно для этого экземпляра эскизу. Такой флакон, конечно, дорогого стоит, в смысле валюты, разумеется, но зато будет украшать туалетный столик и после того как духи закончатся. Так было много веков назад, так происходит и теперь.


ПАРФЮМ ПОД ДАВЛЕНИЕМ
Крышка флакона достойна особого разговора. От того, как она сделана, зависит сохранность драгоценной жидкости. Металлические и пластиковые колпачки традиционно снабжаются внутренней резьбой. Чтобы обеспечить плотное прилегание, пробки стеклянных крышек иногда покрывают пластиковой оболочкой, а в более дорогом варианте — притираются. Для герметичности бутылочки с элитным парфюмом кусочек тончайшей бычьей кожи увлажняют в воде, а потом покрывают им внутреннюю часть стеклянной пробки. Чтобы покрытие как следует закрепилось, его обвязывают золотистой ниточкой. Такая обработка позволяет максимально плотно закрывать флакончик, препятствуя испарению духов.
Но самым популярным колпачком стала крышка с отверстием. Это верхняя часть пульверизатора — гениального изобретения, сделанного в 1870 году Брийя-Савареном. Первые варианты распыляющего устройства были снабжены эластичной трубкой, отходящей от крышки наружу и заканчивающейся грушей. На нее следовало надавить, чтобы сжатый воздух выталкивал парфюмерные облачка из флакона.
Такие традиционные пульверизаторы, встречающиеся еще в середине XX века, уступили место более компактным и совершенным конструкциям (хотя иногда еще и используются в стилизациях). Теперь достаточно нажать на крышку, ее часть или даже какой-либо сектор флакона, здесь все зависит от дизайна, чтобы добыть дозированную порцию распыленного парфюма.


СОЗДАТЕЛИ ФЛАКОНА
«Флакон — визитная карточка духов». И настоящих мастеров, способных придумать гениальный дизайн и воплотить его в хрустале, металле или пластике — не много. Нередко, промучившись несколько месяцев, художник выдает очередной параллелепипед, а марка, для которой сие чудо сотворено, напрягаясь из последних сил, старается убедить публику, что это нечто оригинальное и концептуальное.
В дизайне флаконного дела Laligue и по сей день, безусловно, номер один. И под этим клеймом, бывает, выходят прямоугольники... но должен же и король отдохнуть! Гений хрустального парфюмерного дизайна Рене Лалик придумывал флаконы для великих модельеров, когда те помимо кутюрной одежды изъявляли желание порадовать поклонников и духами. К нему обращались и все самые известные парфюмеры начала XX века. В ряду его уникальных созданий — флакон в виде цилиндра из муранского стекла, покрытого сложным орнаментом и залихватской кисточкой на макушке (Les parfums de Rosine, Поль Пуаре), обтекаемая емкость с античной фигурой (Ambre antique, Коти) и другие шедевры. Сын Рене Лалика Марк прославленного имени не посрамил. Он сотворил флакон, который прославил его в одночасье — для L’Air du Temps (Нина Риччи). Милый цветочный запах (гвоздика, роза, жасмин, гардения, фиалковый корень) стал бестселлером сразу же в год выпуска — в 1948. Сын другой звезды Роберт Риччи, принимавший участие в создании всех ароматов марки Nina Ricci, говорил о духах так: «Я создал L’Air du Temps для Женщины, возможно, знаменитой, а может быть и Той, что лишь промелькнула в вашей жизни и исчезла навсегда. Но эта Женщина — ваш идеал, та, о ком вы мечтаете. Потому что мои новые духи — это воплощение любви, настоящей или воображаемой. Ведь я романтик и не представляю себе жизни без Мечты».
Все так, но кто знает, вошел бы этот парфюм, несмотря на легенду и приятный букет, в пятерку лучших ароматов мира, популярность которых не иссякает с годами, если бы не роскошный флакон в виде пышного хрустального локона, наполненного золотом ароматной жидкости? Нет такого человека, который бы ни разу не обратил внимания на пару целующихся голубков, венчающих крышку. Они белоснежны, как любимые жемчужные ожерелья Нины Риччи, и нежны, как шелк волос женщины, являющейся в мечтах.


КАК ПАХНЕТ «ЛАЛИК»
Надо сказать, что искушение выпускать свои духи (а сейчас их не делает только ленивый) у «Лалик» увенчалось успехом. Laliqe de Laliqe, Claire de Nilang — духи, приятные во всех отношениях, а помещенные в изумительной красоты флаконы становятся желанными вдвойне. Зная, что не всем по карману коллекционные флаконы, выпускаемые ограниченной серией и стоящие дороже самих духов, фирма пошла навстречу пожеланиям поклонников хрустального искусства и выпустила подарочные наборы. Покупатель получает за небольшие деньги целых три, правда миниатюрных, флакончика — точные копии оригинальных произведений. В аннотации — трогательные извинения фирмы по поводу невозможности отливать все эти красоты из хрусталя. Очень уж маленькие детали, пришлось воспользоваться стеклом попроще и даже призвать на помощь кусочек пластика. Эксперимент удался, особенно с фигурками для мужского парфюма. Пан, конь и орел — просто как живые. Такие же, но только другого масштаба выпускались в 2001, 2002 и 2003 годах. Каждый год — другой флакон. Согласно заведенной традиции. Обаяние матовых фигурок так мощно распространяется на в общем-то не запоминающийся аромат Lalique pour Homme, что он кажется просто сказочным. К тому же один и тот же запах всегда ощущается немного по-новому, в зависимости от формы флакона. «Свежее решение»!

•••Ольга МУЗЫКИНА••












Rambler's Top100 Система Orphus