PH
 
 
 
 
 

МАНТИЯ, КОТОРАЯ ВСЕГДА С ТОБОЙ

В последнее время реклама косметики все больше напоминает лекции по биохимии. Нам объясняют популярно наши проблемы, точнее то, что они у нас есть, и как нужно с ними бороться. Но иногда, справедливости ради, стоит проверить, все ли в рекламных роликах правда. Нет ли у производителя желания подогнать теорию под свой продукт. Таким образом, продается ли нам на самом деле то, что так красиво звучит в рекламном тексте?
До недавнего времени мы лишь отдаленно могли знать, что такое липиды, ретинолы, аминокислоты и т.д. Теперь приходится терпеливо слушать об этом ежедневно и, покупая косметику, высматривать «знакомые» слова в составе препаратов. На этот раз попытаемся восстановить некоторые пробелы нашего образования. Обратимся к еще одной любопытной штуке — она называется рН.

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!
А для начала вернемся к школьной программе. В наших учебниках по химии было написано примерно следующее. рН — показатель кислотности, его величина определяется концентрацией свободных ионов водорода Н+. Диапазон изменения рН от 1 до 14. При этом рН нейтральный соответствует чистой воде и равен 7. Если рН от 1 до 7, то среда кислая. При значении рН от 7 и больше — щелочная. Правда, мудрено сказано?

КИСЛЫЙ ВЗГЛЯД НА КОЖУ
Относительно кожи понятие рН имеет еще более сложное толкование. В эпидермисе протекает множество биохимических процессов. В результате образуются кислоты — молочная, лимонная, гутаминовая, аспарагиновая. Плюс ко всему картину дополняют кожное сало и пот. Все это и составляет кислотную мантию кожи.
Итак, нормальная кожа имеет кислую реакцию. Показатель рН такой кожи в среднем составляет 5,5. Причем величина эта колеблется для мужчин и женщин в пределах от 6,0 до 5,0. У малышей при рождении рН кожи имеет почти нейтральное значение, равное 7, это связано с присутствием на коже околоплодной смазки. Примерно через месяц показатель кислотности кожи приближается к 5,5 и остается таким на всю жизнь.
Но кислотный показатель кожи может изменяться при некоторых болезнях. Так, при грибковых заболеваниях показатель рН возрастает до слабокислого, угревая болезнь делает среду кожи почти нейтральной (то есть как у воды).

ЧУЖИЕ НЕ ПРОЙДУТ!
Кислотная мантия кожи является первым кругом обороны кожи от вторжений извне, ведь большинство микроорганизмов не переносит кислую среду. Хотя такую антипатию испытывают не все. Например, известные стафилококки и другие бактерии живут на коже в кислой среде и даже сами вырабатывают кислоты. Поэтому при использовании для очистки кожи мыла, которое имеет щелочную реакцию, вы нарушаете нормальную кислотную среду. В результате наши «родные» бактерии окажутся в неприятных для них условиях, а чужие «захватчики» как раз в подходящих. Иными словами, наши защитные бастионы в такой ситуации могут не выстоять.
Хорошо то, что кожа имеет способность со временем восстанавливать свой естественный рН. Например, замечено, что средства, имеющие различные показатели кислотности, через несколько часов на коже приобретают значение рН, равное нормальному.

СПОР НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ
Интересно, что даже в таком, как покажется обывателю, простом вопросе нет однозначного мнения. Принято считать, что нормальный показатель, то есть, как еще говорят в рекламе «нейтральный» рН кожи, составляет примерно 5,5. Но есть мнение, что это совсем не так.
Наружный слой кожи — эпидермис — имеет удивительное устройство. В его основании, в базальном слое, образуются новые клеточки кожи. Их жизнь напоминает миграцию лосося или развитие бабочек. Эти клетки постепенно поднимаются вверх от основного базального слоя через шиповатый и зернистый к роговому слою эпидермиса. При этом они растут, взрослеют и сильно изменяются. На поверхности кожи клетки-кератиноциты превращаются в роговые чешуйки-корнеоциты и отмирают. Об их трагической судьбе знают все, особенно те, кто часто пользуется скрабами. Так вот, кислотность этих не очень живых чешуек как раз и равна 5,5. Но ведь интерес косметических средств сосредоточен совсем не на них! Тем более что слои этих клеток составляют только 1% от всей толщины кожи. Под ними находятся живые клеточные системы, которые нормально функционируют только в нейтральной среде, когда рН близка к 7,0.
Аргументом к этой теории могут послужить такие данные экспериментов. Из тысячи вариантов питательных сред для культур клеток животных нет ни одной с величиной рН ниже 6,7. Если значения рН более низкие, то клетки плохо делятся, снижается скорость синтеза белка и нуклеиновых кислот. Иными словами, в условиях повышенной кислотности клетки чувствуют явный дискомфорт.
Вот такая точка зрения.
Наверное, нам с вами сложно принять одну из сторон в данном споре. Но важно, что наша кожа ежедневно участвует в этой интеллектуальной дискуссии, неизвестно только кто победит — химики-косметологи или природа.

УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
Какие уроки можно извлечь из всей этой истории? Во-первых, забудьте о кусковом мыле, оно лишает кожу защиты, сушит ее и ускоряет старение. Используйте неагрессивные, мягкие средства для очистки. Как узнать, какое средство действительно вам подходит? К сожалению, только эмпирическим путем, то есть в результате опытов над собой. Это связано с тем, что не все производители косметики заявляют о кислотном показателе своего препарата. К тому же, как мы теперь знаем, рН нашей кожи тоже может быть разным.
И все же есть факторы, которые важны для любой кожи, их несколько, и они нам хорошо знакомы: солнечные лучи, под их воздействием кожа теряет влагу и переокисляется (кстати, из-за этого разрушается коллаген — гарант упругости нашей кожи), длительное воздействие кислотных или щелочных сред (жесткая вода, особенно горячая, моющие средства), изменение потоотделения.

ЗА ИЛИ ПРОТИВ
Реклама косметических средств для нас уже давно не новость. И все же до сих пор не ясно, какие показатели могут выступать как положительный аргумент качества продукции, а какие наоборот.
Нейтральный или не очень нейтральный рН косметического средства один из них.
Теперь мы знаем, что в лагере производителей косметики нет единства. Остается надеяться на самоощущения нас, потребителей, и продолжать развивать интуицию не только в делах жизненных, но и бытовых, например, при покупке все той же косметики.

Ольга МАЛЫШЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на kosmetika.potrebitel.ru. Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Косметика и парфюмерия".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложения по работе сайта -


Rambler's Top100 Система Orphus

Место для рекламы: domavenok.ru сайт для мам и пап